Все эти даты словно призывают нас оглянуться назад и вспомнить великую киноэпоху, когда в Италии во времена итальянского неореализма и во Франции времен новой французской волны сложился совершенно особенный мир. Его можно назвать эпохой киновозрождения.
В российский прокат на этой неделе вышли сразу два новейших фильма, рассказывающих о людях, которые обозначали собой эту эпоху. Это документальный фильм "Софи Лорен. Жить, сниматься, любить!" режиссера Марко Спаньоли и "Мой Марчелло" Кристофа Оноре - эта лента сделана на стыке игрового и неигрового кино.
Картина про Софи Лорен вышла в мировой прокат в 2022 году и только сейчас добралась до России. Ее ценность в том, что она наводнена редкими архивными кадрами, позволяющими рассматривать фильм как драгоценность. Структура фильма такова: интервью Софи Лорен различного времени перемежают высказывания о ней шести актрис разных поколений. Все они были лично знакомы с Лорен, и на каждую она и ее жизнь оказали сильное влияние. Это Клаудия Джерини, Лина Састри, Людовика Насти, Матильда Джоли, Валерия Соларино и Маргарет Маде. Разумеется, ни от одной из них невозможно услышать ни одного критического слова в адрес кинодивы - одни восхищения. И в этом картина о Софи Лорен похожа на документальные фильмы об английской королеве.
Что узнает зритель? О нищем и голодном детстве итальянской звезды. Сама Софи Лорен не любит вспоминать это время. Фортуна улыбнулась ей уже гораздо позже, когда необычную девушку, которая участвовала в конкурсах красоты и приходила на пробы в кино, заметил Карло Понти. Он был старше ее на 24 года. Карло Понти вылепил Софи Лорен, как Пигмалион Галатею. Он, а позднее и режиссер Витторио де Сика, научили красавицу всему. Однако София (только во Франции и в России ее называют Софи) показала характер уже тогда. Например, наотрез отказалась делать пластическую операцию, чтобы изменить нетипичный нос. Конечно, влияние на становление и на славу Софи Лорен оказал и Голливуд. И когда смотришь фильм, одно из занятий - фиксировать изменения во внешности актрисы, и в ее поведении. Непосредственность сменилась обдуманностью. Каждый жест и слово преподносились особым образом - никакой спешки, ничего просто так.
Фильм рассказывает и о личной жизни Лорен - как она вышла замуж впоследствии за Карло Понти, с каким трудом, остановив карьеру, родила двух сыновей. И, конечно же, картина фокусируется на творчестве актрисы. На таких фильмах, как "Чочара", "Брак по-итальянски", "Золото Неаполя" и других. Российскому зрителю западает в душу признание Софи Лорен в том, что одной из ролей мечты кинодивы была Анна Каренина, которую актриса так и не сыграла. А если зритель собирается пойти на фильм "Мой Марчелло", то, конечно же, он обратит внимание на ту часть картины, где рассказывается о совместной работе двух красавцев-артистов. Софи Лорен и Марчелло Мастроянни снялись вместе в 12 фильмах. Этот дуэт до сих пор привлекает, притягивая, словно магнит.
Тема работы с Софи Лорен ярко звучит в фильме "Мой Марчелло" Кристофа Оноре. Премьера этой картины состоялась в мае 2024 года, в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. У Марчелло Мастроянни был в жизни красивый роман с Катрин Денев, который, как знают многие, не закончился браком. Пара рассталась по инициативе Катрин Денев. Но у них была дочь Кьяра Мастроянни - сейчас также известная актриса. Волей природы Кьяра очень похожа на Марчелло Мастроянни, и было бы странным не использовать это сходство в кино. Именно этот прием помог режиссеру Кристофу Оноре и французской семье Марчелло Мастроянни (пусть и не узаконенной официально) снять трогательный и глубокий фильм-оммаж артисту.
По сюжету Кьяра, которую известный фотограф пытается загнать в фонтан для исторической съемки, раздосадована случившимся. Съемка должна напоминать об отце, но таких ли воспоминаний хочется ей? По возвращении домой Кьяра разглядывает себя в зеркало и находит в своем лице отцовские черты. Она переодевается в мужской костюм, надевает парик, наклеивает усы, и в таком виде выходит к людям, называя себя Марчелло. Вжившись в образ отца, как актрисе, ей будет проще понять не только его, но и свои отношения с ним.
Фильм получился очень нежный и задевающий душу, тем более, что в нем играют и те, кто был знаком с Марчелло Мастроянни при его жизни, - Фабрис Лукини, Николь Гарсия, Мельвиль Пупо и другие. Более того, картина имеет ярко выраженный психотерапевтический эффект. Многие психологические проблемы дочери - ее отношения с матерью, с отцом, с другими мужчинами прорабатываются, побуждая зрителя посмотреть по-другому на подобные ситуации в своей жизни.
То, что в комнате, где живет Кьяра, стоит большой портрет Софи Лорен, конечно же, напоминает о фильмах, в которых снимались вместе французская и итальянская кинозвезды. Это "Прекрасная мельничиха", "Брак по-итальянски", "Жена священника", "Высокая мода", "Необычный день", "Куколка гангстера" и другие.
А что касается совместных съемок Мастроянни с Катрин Денев - актеры снялись в четырех картинах. Это "Такое случается только с другими" Надин Трентиньян - на съемках этой картины они и познакомились, и неприятие ими друг друга переросло в любовь. Еще три ленты - "Лиза" (накануне съемок родилась дочь, Кьяра), "Слегка беременный" и "Не трогайте белую женщину".
Приведем лишь одну цитату - Катрин Денев вспоминает о Марчелло Мастроянни: "Мастроянни был мальчиком из другой эпохи, но все-таки мальчиком. В индустрии развлечений мы порой ведем себя небрежно и легко. То, что мы делаем, становится гораздо важнее того, кем мы на самом деле являемся. Люди любили его до безумия, даже те, кто не знал его лично. У широкой публики он вызывал чувство нежности. Когда я читала о реакции итальянцев на его уход, я видела, что они были искренне огорчены, потому что он был частью их жизни, их культуры. Когда говорим об Италии, имя Марчелло всегда приходит в голову одним из первых. Это был человек исключительного обаяния, который источал доброту - редкое человеческое качество".
Поразительно, но все то же самое можно сказать о Софи Лорен по отношению к Италии, и о Катрин Денев - по отношению к Франции. Все три артиста стали символами для своих стран.
В 1987 году Марчелло Мастроянни получил приз Каннского международного кинофестиваля за роль в фильме Никиты Михалкова "Очи черные". А вот "Оскар" ему так и не дали, несмотря на несколько номинаций. Федерико Феллини считал Марчелло своим альтер-эго и снял его в шести картинах, но ни одна из них не удостоилась "Оскара".
Софи Лорен получила "Оскар" за роль в фильме "Чочара". Она - единственная обладательница премии "Оскар" за лучшую женскую роль в фильме на иностранном языке, и получила эту награду в 1961 году. Кроме того, Софи Лорен - обладательница почетного "Оскара" с формулировкой "Одному из сокровищ мирового кинематографа". Эту награду актрисе вручили в 1991 году.
Катрин Денев была номинирована на "Оскар" за лучшую женскую роль в фильме "Индокитай".