Целесообразно выделить беспилотную авиацию в отдельный род войск
Эксперт Андрей Клинцевич - о применении беспилотников во время боевых действий
Применение беспилотников в ходе специальной военной операции показывает, что работы в этом направлении сейчас выходят на новый, качественный виток. В связи с этим уже необходимо задумываться над тем, каким образом стать лидерами в разработке и применении дронов.

Статистика уничтожения целей противника сейчас показывает, что в целом количество их поражений дронами сейчас выходит на лидирующие позиции. Если буквально год назад беспилотники уничтожали порядка 15 процентов от выявленных целей, то сейчас FPV-дроны уверено выбились в лидеры. На их счету порядка 86 процентов от уничтоженных целей, на втором месте артиллерия, на третьем - противотанковые ракетные комплексы.

Дальность применения FPV-дронами увеличивается, они уже могут бить на 20 километров. Также плюсом является их маневренность. Они могут облететь цель, зайти на нее с самой уязвимой стороны. Несомненно, применение дронов в зоне СВО будет продолжать расти. И мы, и противник инвестируем в это большие средства. А также задействуем научный и человеческий потенциал.

В связи с этим возникает целесообразность выделения беспилотной авиации в отдельный род войск. В первую очередь это поможет обобщить все наработки, которые идут сейчас по этой тематике. Как частные, так и государственные. Увеличится возможность быстрого перетока такой информации.

Сейчас если в крупном подразделении есть хорошие наработки и достижения по использованию беспилотников, то в войсках об этом ничего не знают. Поэтому два подразделения, стоящих на одном участке фронта, могут качественно отличаться по наработкам в этой сфере.

Тяжелые дроны будут использоваться не только как ударные средства, но и как доставщики боеприпасов. Фото: РИА Новости

Кроме того, это поможет в создании крупных подразделений БПЛА, деления их на отдельные беспилотные спецподразделения - к примеру, применяющие только тяжелые дроны минирования или беспилотники-перехватчики, которые могут сбивать воздушные цели. Также могут появиться отдельные подразделения, работающие с наземными или морскими дронами.

В таком случае появляется возможность маневра силами и средствами нанесения комбинированных ударов. То есть появятся возможности нанесения многосредных ударов, когда дроны пойдут на цели с воды, воздуха и по земле.

Также немаловажным фактором выделения беспилотной авиации в отдельный род войск является возможность для специалистов в этой области иметь кадровый рост.

То есть люди, которые воюют операторами FPV-дронов, сейчас не могут вырасти, возглавить какое-то более крупное подразделение беспилотной авиации. Таких должностей просто нет в штатном расписании. То есть сейчас фактически в ротах, батальонах операторы дронов записываются снайперами, операторами боевых машин и так далее. Общевойсковой офицер знает, что сейчас он командир роты, потом он станет замкомандира батальона или начальника штаба батальона и далее, у дроноводов этого роста нет. Нет какой-то перспективы. И такие перспективы могут открыться только в отдельном роде войск, когда происходит укрупнение.

Мы видим, что если раньше, когда закупки дронов в основном велись за счет волонтеров, все определялось финансовыми возможностями конкретных людей. Сейчас, когда государство активно участвует в закупках беспилотников, в их доставке в зону СВО, появляются возможности использовать всю линейку беспилотной авиации, начиная от небольших дронов-разведчиков и заканчивая тяжелыми дронами-гексапкоптерами, которые в войсках прозвали "Баба-Яга".

К примеру, тяжелые дроны имеют очень мощную оптику.

Они способны на большой дистанции контролировать обстановку на линии боевого соприкосновения.

Все прекрасно понимают, что дроны будут укрупняться. Они будут использоваться уже не только как ударные средства, а также как доставщики боеприпасов, продовольствия и так далее.

К примеру, сейчас самое сложное - это преодоление 10 километров до линии боевого соприкосновения. И мы, и противник на этой дистанции атакуем транспорт, минируем дороги, гоняемся за каждым бойцом. Поэтому осуществление доставки грузов - тех же батареек, боеприпасов - тяжелым дроном, который быстро прилетел, выгрузил и улетел назад, это эффективно.

Я думаю, что мы дойдем до того, что личный состав будет перемещаться дронами по одному, по два человека. Такие наработки уже сейчас ведутся.

У такого перевозчика высокая скорость, его сложно сбить, к тому же если на участке проведено минирование, то минное поле можно просто перескочить на подобном беспилотнике. Считаю, что в ближайшем будущем технологии беспилотной авиации будут качественно изменяться и мы увидим и многосферные технологии, когда дрон будет сочетать в себе качества морского и воздушного беспилотника, и многое другое. Повторюсь, качественный скачок в этой сфере уже начался, и сейчас самое главное - не упустить окно возможностей.

Подготовил Александр Степанов

Андрей Клинцевич
военный эксперт, руководитель Центра изучения военных и политических конфликтов
Поделиться