Социалка, оборона и технологии. Какие особенности нового бюджета России отметили эксперты

Эксперты отметили социальный характер нового бюджета России на 2025-2027 гг.
Правительство России сохранило социальную направленность бюджета, заявили "РГ" эксперты. В понедельник, 30 сентября премьер Михаил Мишустин распорядился внести на рассмотрение в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

"В бюджете заложены расходы на выполнение всех социальных обязательств. В том числе - повышение уровня пенсионного обеспечения с учетом фактически складывающейся инфляции, выстраивание целостной системы поддержки семей с детьми и других уязвимых категорий граждан. Предусмотрен рост расходов на здравоохранение и образование", - перечислил директор НИФИ Минфина РФ Владимир Назаров.

В частности, на ежемесячные пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на 2025-2027 гг. предусмотрено свыше четырех трлн руб. Более 1,7 трлн руб. запланировано на предоставление маткапитала, свыше 12 млрд руб. на три года - на субсидии по обеспечению жильем молодых семей. Около 37,5 млрд рублей предполагается выделить на поддержку региональных демографических программ, направленных на повышение рождаемости.

Необходимые средства также заложены на горячее питание школьников, выплаты классным руководителям, капитальный ремонт и строительство новых образовательных учреждений, лекарственное обеспечение льготников, повышение уровня пенсионного обеспечения и возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам.

На помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, по программе социального контракта в проекте бюджета предусмотрено свыше 130 млрд руб. Более 80 млрд руб. запланировано на развитие системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами, нуждающимися в такой помощи.

По словам эксперта, параметры нового бюджета обеспечивают приоритетный характер расходов и на реализацию всех обновленных национальных проектов. "По сравнению с действующими в 2019-2024 гг. нацпроектами их финансирование увеличено вдвое. В числе новых приоритетов финансирования, соответствующих актуальным вызовам - укрепление безопасности и обороноспособности страны, а также обеспечение технологического лидерства и расширение инфраструктуры", - сказал он.

Заложенное в проекте низкое значение бюджетного дефицита при консервативном подходе к планированию доходов бюджета с учетом бюджетного правила является гарантией выполнения всех социальных обязательств, а также эффективного реагирования на текущие вызовы, добавил Владимир Назаров.

Правительство планирует, что в 2025 году федеральный бюджет будет исполнен с дефицитом на уровне 0,5% ВВП, а в следующие два года - 0,9% и 1,1%, причем основными источниками финансирования дефицита будут выступать государственные заимствования, отметил директор Центра региональной политики Президентской академии (РАНХиГС), член Общественного совета при Минфине РФ Владимир Климанов.

"Ожидается, что при обозначенном в законопроекте о бюджете уровне дефицита госдолг не превысит 18%. С одной стороны, это немного, особенно если сравнивать с такими странами, как Япония, где уровень госдолга к ВВП превышает безумные 250%. В США больше 120%, во Франции, Италии и Канаде это больше 100%, а в Великобритании почти 100%. С другой стороны, в условиях высокой ключевой ставки затраты на обслуживание даже небольшого госдолга у Минфина будут значительными", - рассказал эксперт.

В том числе поэтому большое внимание правительство уделяет борьбе с инфляцией и денежно-кредитной политике Центробанка, а также самому размеру дефицита и источникам его покрытия, отметил Климанов.

При этом проект бюджета предусматривает выполнение всех социальных обязательств государства перед гражданами, обеспечение обороны и безопасности, включая поддержку участников СВО и их семей, а также выделяет серьезные ресурсы на проекты приоритетного развития, которые позволят России достичь технологического суверенитета, подтвердил эксперт.

"Социалка, оборона и технологии - это три ключевых позиции в новом проекте бюджета, хотя и все остальные направления расходов получили финансирование. Многое будет зависеть от того, какая в следующем году будет инфляция. К сожалению, она в этом году съедает значительную долю доходов бюджета, и, разумеется, расходы в реальном выражении зависят от того, как будут расти цены в ближайшую трехлетку. Номинальный рост доходов обозначен в 11,6%, это выше текущих темпов инфляции", - заметил Владимир Климанов.

Обращает на себя внимание стабильный уровень расходов федерального бюджета на поддержку регионов на уровне 3,2-3,3 трлн руб. ежегодно на фоне решения правительства освободить их от погашения двух третей реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам до 2030 года, добавил эксперт. Но не просто так, а с условием, что высвобождаемые средства должны быть направлены на прямую поддержку инвестиций, на создание и модернизацию инфраструктуры ЖКХ. "Это очень значительные средства, сотни миллиардов рублей. Можно ожидать, что эта мера станет серьезным подспорьем для региональных властей", - спрогнозировал он.

Проект федерального бюджета на 2025-2027 годы составлен с учетом возвращения с 2025 года к обычным параметрам "бюджетных правил", которые подразумевают обеспечение структурной сбалансированности и нулевого первичного структурного дефицита, говорит первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Глеб Покатович.

"Начиная с 2020 года от них приходилось отступать под воздействием внешних факторов. В частности, для увеличения роста расходов на преодоление пандемии коронавируса. Помимо очевидных и необходимых направлений - выполнения всех социальных обязательств перед гражданами и финансирования обороны и безопасности - стоит отметить технологический суверенитет как важнейший приоритет расходов", - подчеркнул эксперт.

Задача достижения технологического суверенитета охватывает различные сферы, в которых Россия должна завоевывать, возвращать или укреплять свое технологическое лидерство - от химии и новых материалов до беспилотников, микроэлектроники атомных и космических технологий, пояснил Глеб Покатович.

"В этом ключе выстроены и меры поддержки промышленности, включающие докапитализацию Фонда развития промышленности, субсидирование "кластерной инвестиционной платформы", финансирование значительных объемов НИОКР в области авиастроения и электронного машиностроения. Появляется федеральный инвестиционный налоговый вычет, и даже поддержка регионов ориентируется в значительной степени на реализацию новых инвестиционных проектов за счет списания бюджетных кредитов", - заключил он.