"Избиратели сказали свое решающее слово", - заявил лидер АПС Герберт Кикль, отмечая, что итоги выборов подтвердили верность политических позиций, на которых стоит его партия. По мнению крайне правых, проигравший канцлер Нехаммер теперь обязан покинуть свой пост, а новое правительство должна возглавить АПС. В партийном руководстве при этом указывают на традицию, согласно которой новый кабинет формирует победитель выборов. Однако на этот раз традиции, видимо, будут нарушены.
Нехаммер вскоре после оглашения первых результатов признал свое поражение. "Я не достиг поставленной цели, это горько", - сказал он. И надо заметить, что "канцлерская" АНП не только не смогла победить, но и потеряла по сравнению с прошлыми выборами почти треть своих избирателей, в большинстве своем ушедших к АПС. Но сам канцлер тем не менее никуда уходить пока не собирается и намерен, по его словам, "бороться дальше".
Вместе с занявшими третье место социал-демократами АНП получает в новом составе нижней палаты австрийского парламента большинство голосов, и этого вполне достаточно для формирования коалиции, сохранения власти и канцлерского кресла. Тем более что на их стороне федеральный президент Александер Ван дер Беллен, в обязанности которого входит назначение главы правительства и министров. Он еще в прошлом году говорил, что не утвердит кандидата от "антиевропейской партии, которая не осуждает Россию", явно намекая таким образом на Кикля и АПС. Правда, по традиции канцлером действительно должен стать лидер победившей партии, но по конституции президент может назначить на эту должность чуть ли не любого гражданина страны, исходя только из своих собственных соображений.
Но даже если президент этим своим конституционным правом не воспользуется, шансов создать свое правительство у АПС почти что нет. В союз с ней может вступить только АНП, но и эта возможность по большей части теоретическая. Социал-демократы для правящих консерваторов куда более приемлемый партнер, а победа АПС только подтолкнет обе партии к тому, чтобы побыстрее договориться между собой. "АПС может начать переговоры о формировании правительства, но это не значит, что она сможет это правительство сформировать", - говорит в интервью изданию Euractiv австрийский политолог Рейнхард Ханиш. К тому же Нехаммер категорически против того, чтобы лидер АПС Кикль присутствовал в составе кабинета, а это уже неприемлемо для крайне правых.
При это австрийские избиратели, судя по соцопросам, предпочли бы правящую коалицию АПС и АНП, что они, в общем-то, подтвердили в ходе выборов. И после завершения голосования Кикль попросил лидеров остальных партий объяснить, как их отказ вести переговоры с АПС соотносится с нормами демократии. Вопрос, впрочем, риторический: крайне правые в Австрии и других европейских странах уже не раз на собственном опыте смогли убедиться, что демократия на них если и распространяется, то с весьма значительными ограничениями. Недавние земельные выборы на востоке соседней Германии, где точно так же победила, но при этом не смогла получить власть АдГ, только в очередной раз это подтвердили.
В австрийской политике отношение к крайне правым до недавнего времени было все же сравнительно мягким. Но в текущей политической обстановке даже нейтральная Австрия вряд ли может позволить себе лояльное отношение к партии, которая в своих взглядах на Россию и украинский кризис слишком уж выбивается из общей для Запада политической линии. И еще накануне выборов австрийские СМИ высказывали опасения, что очередное возвращение крайне правых к власти в Вене может быть плохо воспринято партнерами по ЕС, с вытекающими отсюда последствиями для страны.