Комплексные ИT-решения для бизнеса и государства

Совместимость все последние годы была бичом российского ИТ-рынка. Покупая иностранное ПО, заказчик мог быть уверен в том, что как минимум одно будет работать с другим. Лучше или хуже, но будет. На российском рынке выработка механизмов совместимости была долгое время затруднена большим числом отечественных игроков. Требовать совместимости всех со всеми означало паралич дальнейшей разработки и внедрения новые продуктов, на это попросту не оставалось бы ресурсов.
пресс-служба ГК ICL

Решением стал переход от разрозненных решений к созданию готовых программно-аппаратных комплексов (ПАК), в которых софтверные и хардверные решения объединены, все настроено и готово к работе. ПАКи разрабатываются и создаются под разные потребности конечного потребителя, под разные сферы деятельности и задачи бизнеса. Многие из них модульные и кастомизируемые.

Отдельная категория - доверенные ПАКи. Доверенный ПАК должен отвечать трем критериям, чтобы быть зарегистрированным в федеральном Реестре доверенных программно-аппаратных комплексов: оборудование должно быть в Реестре Минпромторга; ПО должно входить в Реестр Минцифры; а если есть функция информационной безопасности - нужна еще и сертификация ФСТЭК или ФСБ.

"Против нашей страны сейчас идет кибервойна, число угроз нарастает, привычные решения не отвечают современным требованиям - но аналоги есть. Отечественные решения в области ИБ достигли определенной зрелости, но зачастую могут быть несовместимы друг с другом либо с другим ПО или аппаратными компонентами. Проблем много, более того - их становится больше и требования регулятора никто не отменял. Поэтому надо упростить процесс перехода на отечественные решения. И выходом из ситуации становятся отечественные ПАКи. Мы, обобщая свой опыт, оценили преимущества такого подхода, протестировали его у себя и видим, что ПАК снижает время внедрения решений в инфраструктуре заказчика и время на обслуживание. Часто производитель ПАКа обеспечивает единое окно поддержки, не нужно обращаться к разным вендорам", - объясняет генеральный директор ICL Системные Технологии Ирек Азизов.

Частью ПАКов является софт, разработанный "Группой Астра". По словам Андрея Климова, директора по работе с ключевыми клиентами "Группы Астра", у российских вендоров есть всего пара лет, чтобы выстроить работу на том уровне, который был у ушедших иностранных компаний.

"Мы создали своеобразный набор из кубиков-ПО для того, чтобы у заказчика не возникло проблем при переходе с текущей инфраструктуры на российскую. Сложности будут, но мы постарались их минимизировать. В ПАК собран фактически весь наш опыт и все боли заказчиков. Сегодня из-за дефицита кадров нет возможности собирать решения под каждого заказчика и каждый раз с нуля. Это и является одним из ключевых вызовов для нас. Поэтому наши решения - это наборы из своеобразных кубиков, которые можно собирать по разным схемам и сценариям применения. Мы предлагаем их рынку с безусловным пониманием, что набор бизнес-приложений, которые встают поверх инфраструктурного ПО, у каждого заказчика индивидуален", - поясняет Климов.

В первую очередь речь идет о ПАК для построения частного облака Astra Infrastucture Cloud, который будет выпускаться в разных редакциях для соответствия требованиям разных заказчиков.

Так, редакция ПАК AIC Starter может стать отличной базой для компаний, которые готовы сделать первый шаг в сторону собственного частного облака, но предпочитают делать это поступательно, с возможностью постепенно наращивать использование облачных технологий.

"Программная часть ПАК AIC Starter включает в себя следующие базовые компоненты: защищенную операционную систему Astra Linux, службу каталогов, программный комплекс средств виртуализации, систему резервного копирования, платформу комплексного мониторинга и сервис управления физическим оборудованием.

В состав ПАК AIC PreCloud войдут все вышеуказанные программные компоненты. Помимо них, данная версия ПАК включает в себя единую консоль управления и обновления, программно-определяемую СХД и систему автоматизации обслуживания ИТ-инфраструктуры.

В ПАК AIC версии Cloud будут использованы старшая версия консоли управления, безлимитные лицензии на ОС Astra Linux Server, а также балансировщик нагрузки, система управления облаками. Будет реализована поддержка программно-определяемых сетей", - поясняет Андрей Разин, заместитель исполнительного директора ICL Astra Services.

Андрей Разин: ПАК AIC Starter может стать отличной базой для компаний, которые готовы сделать первый шаг в сторону собственного частного облака. Фото: пресс-служба ГК ICL

Разин отметил, что сегодня в ИT-отрасль пришли огромные деньги, которые ранее уходили иностранным заказчикам. В результате удалось совместно с заказчиками провести существенную модернизацию продуктов.

"Те продукты, которые были в начале 22-го года и те продукты, которые мы видим в конце 24-го, это совершенно разные продукты. Большинство из них, на самом деле, уже практически соответствует тем стандартам, к которым мы привыкли. Еще год-два и наши продукты, может быть, станут и лучше", - говорит Разин.

Еще один продукт - Tantor XData - современная масштабируемая машина баз данных для высоконагруженных систем с возможностями Private DBaaS.

Работа над этим проектом заняла целый год, поясняет Климов. "Это не то же самое, что взять Tantor XData, купить "Астру", взять сервер, самый мощный и крутой, накатить на него ОС, и все заработает. Заработает, конечно, но не так быстро с точки зрения пересчета на процессорную мощность и на память. Мы огромное количество человекочасов вложили в оптимизацию платформы, - поясняет он.

В дни Kazan Digital Week поступила первая заявка от Правительства Республики Татарстан на установку такого решения.

По словам директора по работе с ключевыми клиентами "Группы Астра", она позволит консолидировать сразу несколько задач. "Можно нагрузить ее в тяжелую ERP-систему на базе 1С, то есть она оптимизирована под транзакционные задачи, которые генерирует ERP-система. Либо собрать много мелких баз данных и сделать ее центром консолидации. В рамках облака она может поступать как сервер баз данных", - отметил Климов

Но бывают и более локальные задачи, например управление автоматизированными рабочими местами (АРМ). Здесь может помочь "Колибри-АРМ" и созданный на ее базе ПАК "Управляемое рабочее место".

"Этот продукт нацелен на то, чтобы упростить системному администратору управление парком компьютеров предприятия любого масштаба. Сейчас все меняется: архитектура, другие команды и окружение, нужно одновременно управлять и системами на Windows, и на Linux. Многим приходится переучиваться, а это сложно и трудозатратно - ведь изменилась даже сама методология операционной системы. Мы предоставляем это все из единого окна с удобным, понятным и привычным для администраторов интерфейсом. Несмотря на то, что платформа меняется, инструменты остаются похожими", - поясняет Ильдар Шайдуллин, старший системный архитектор Колибри-АРМ.

И, разумеется, сегодня невозможно представить себе отрасли, где бы не внедрялись решения на базе искусственного интеллекта (ИИ). Глава отдела анализа данных и искусственного интеллекта ICL Services Сергей Щербаков рассказал о решении для автоматизации входящих обращений. По его словам, изначально продукт под названием "Ген.ИИ" создавался для решения внутренних задач компании по обработке клиентских запросов. Внутри у "Ген.ИИ" несколько типов моделей искусственного интеллекта - от классического ML до генеративного ИИ.

"Все эти обращения, инциденты, запросы нужно принять, классифицировать, маршрутизировать, обработать. На какие-то вопросы - сразу же сформировать ответы. Изначально это был наш внутренний продукт - у нашей компании большой штат специалистов технической поддержки, которую мы оказываем нашим клиентам. Они и были нашими первыми заказчиками. Сейчас это коммерческое решение, которое мы поставляем и другим компаниям", - говорит Щербаков.

Он пояснил, что в дальнейшем возможно дообучение модели на датасетах заказчика. Возможна работа как в облачном режиме, так и в строго локальном, когда модель может обращаться только к подсистеме, работающей с обращениями пользователей.

"Есть коммерческие заказчики, у которых нет таких требований по безопасности. У них хелпдеск работает на фронте со стандартными запросами клиентов. Как обменять заказ, как списать баллы, как накопить баллы, и для них есть облачное решение, которое конечно хостится в облаках Сбера, Яндекса и т.д. И это гораздо дешевле и проще", - пояснил Щербаков.

Второе направление использования ИИ - это разработанная специалистами ICL микросервисная модульная платформа SNRD, предназначенная для автоматизации сервисного обслуживания и управления активами предприятия. Основные функциональные модули платформы - это SNRD.EAM, SNRD.FSM, SNRD.WFM, SNRD.WMS. Как рассказал заместитель генерального директора ICL Services Василий Тузов, в основе платформы SNRD лежит запатентованный алгоритм принятия решения, способный учитывать различные параметры в зависимости от приоритетных задач пользователя. Эта особенность платформы называется "автоматический диспетчер" и она позволяет минимизировать ручной труд по назначению нарядов и повысить производительность труда специалистов на 40%.

"Кроме того, модуль ИИ позволяет успешно решать специфические отраслевые задачи различных заказчиков с помощью анализа исторических и прогнозных данных, погодных условий, нагрузки на сети, условий эксплуатации и других параметров. К примеру, коммунальным службам мы поможем эффективно спланировать уборку снега, энергетикам - предотвратить аварии на сетях, нефтегазовому кластеру - повысить эффективность эксплуатации спецтехники и бензовозов", - рассказал Тузов.

Василий Тузов представил ПАК "Безопасная школа". Фото: пресс-служба ГК ICL

Эффективен ИИ и в вопросах обеспечения безопасности. Пример здесь - ПАК "Безопасная школа":

"Сегодня проект внедрен в пилотном режиме в лицее №11 Советского района Казани. Здесь в единый комплекс объединены видеоаналитика, ИИ и распознавание биометрических данных. Все это дает много возможностей: если человек пришел в школу с оружием - система автоматически передает данные в правоохранительные органы. Фиксирует она и необычное поведение самих детей. Причем она умеет работать с детскими параметрами, которые отличаются от взрослых. К примеру, ребенок упал в игре, вскочил и побежал дальше - это нормально. А вот если упал взрослый - это часто свидетельствует о чем-то серьезном. Наконец количество людей, которые на территории. Потому что обычный СКУД, как показывает практика, с этой задачей не справляется. Дети просто прошмыгивают под турникетами, не пользуются карточками, и зачастую мы не можем сказать, сколько детей находится в школе на данный момент", - пояснил заместитель генерального директора ICL Services Василий Тузов.

Кроме того, система позволяет отслеживать появление людей на запрещенных территориях, например, там, где расположено опасное оборудование, или на крыше.

"Причем, учитывая, что мы знаем биометрические параметры этого человека, мы можем сказать, тот это человек, который разрешен или нет. И конечно - оплата, соответственно, при помощи биометрии. Это необходимо, чтобы полностью исключить транзакции и работу с деньгами в детском учреждении. То есть ребенок приходит в столовую и платит, что называется, лицом", - сообщил Тузов.