Аномально теплая осень стимулировала спрос на летнюю одежду

Средние значения температуры в Центральной России в сентябре оказались сравнимы с нормами июня. Редчайшее явление продлило сезон спроса на летнюю одежду. Об этом "РГ" рассказали опрошенные эксперты.
iStock

"Теплый сентябрь действительно продлил сезон спроса на летнюю одежду и, соответственно, сроки распродаж", - пояснил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

Он добавил, что это позитивно отразилось на бизнесе, сократив количество товарных остатков летних коллекций. Также это дало сетевым ритейлерам чуть больше времени на подготовку ассортимента для холодного времени года.

По словам эксперта, практика показывает, что погода оказывает сильное влияние на потребительское поведение, как в продовольственной, так и в непродовольственной рознице. Особенно это четко прослеживается в сегменте одежды и обуви: спрос на теплые вещи начинает расти с наступлением похолодания.

"Крупные сетевые ритейлеры в любом случае подготовились к холодному сезону - ассортимент верхней одежды сейчас максимально разнообразен, и чтобы избежать ажиотажа, потребителям можно порекомендовать заранее подготовиться к холодам", - отметил Караваев.

Помимо этого, эксперты обращают внимание, что этой осенью многие крупные магазины одежды ограничиваются скидками до 30%, что нетипично. Как правило скидки на финальных распродажах летних коллекций доходят до 50% и более.

Прежде всего, следует иметь в виду, что цикл закупок розничной сети составляет несколько месяцев. Об этом "РГ" рассказал эксперт Комитета по развитию молодежного предпринимательства МГО "ОПОРА РОССИИ", основатель бренда детской одежды Lucky Child Арон Тухватуллин.

"План выручки тоже расписан на весь год и учитывает сезонность продаж. В этом году лето затянулось на весь сентябрь, коллекция осень-зима не пользуется привычным спросом и магазины недополучают запланированную выручку. Поэтому они компенсируют это сокращением программы скидок на летнюю коллекцию", - считает эксперт.

Верхняя одежда - на профессиональном языке "третий слой" - имеет средний чек в несколько раз выше, чем летняя одежда, уточнил он.

В этом году магазины столкнулись с тем, что сезон продаж осенней одежды сдвинут, как минимум, на месяц. А цикл закупок в этом сегменте товаров составляет год: уже сейчас моделируются фасоны зимы 2025/2026 годов, и торговле надо иметь средства на заказ новых партий одежды.

"Плюс ритейл страхуется от изменений валютного курса, который влияет как на приобретение одежды зарубежных брендов, так и на цену тканей и фурнитуры для отечественных производителей, добавил он. В этих условиях розница не имеет возможности распродавать летнюю коллекцию с большими скидками", - резюмировал он.

Сезоны распродаж - это достаточно сложные процессы, которые ритейлеры прорабатывают заранее с целью оптимизации гросс-маржи и сокращения товарных запасов, объяснил партнер "Яков и Партнёры" Денис Довганич.

"Однако при необходимости ритейлеры используют промо как инструмент корректировки планов. Продление распродаж вероятнее всего вызвано коррекцией спроса: сокращение трафика в оффлайн магазины ряда ритейлеров, усугубленное аномально теплым сентябрем, традиционная для летнего сезона сниженная покупательская активность, продолжающаяся адаптация потребителей к новым импортозамещенным брендам, а также параллельный импорт", - заключил эксперт.

Все эти факторы, по его словам, могли повлиять на то, что в магазинах сохраняются высокие объемы товарных остатков, которые нужно сокращать, что создает необходимость сохранения уценок. Сокращённый объем уценки наблюдается не во всех ценовых сегментах и категориях на рынке одежды и обуви - ряд крупных сетей и онлайн игроков масс сегмента сохраняют их в привычном объеме.

К 4-5 октября температура может достичь 17-22 градусов - такие показатели станут для октября аномально теплыми. Об этом сообщил синоптик Александр Ильин в беседе с "Вечерней Москвой".