Напомним, что это уже девятая партия подобных сбросов с территории аварийной атомной станции, которой владеет крупнейшая в Японии энергетическая корпорация Tokyo Electric Power (TEPCO).
Ранее против этого выступал Китай, и в августе 2023 года даже запретил импорт в Поднебесную морепродуктов из Японии. Однако в сентябре нынешнего года официальный Пекин заявил о смягчении своей позиции.
Китайские государственные СМИ, включая агентство Синьхуа, газету Жэньминь жибао и телеканал CCTV News и в этот раз осудили Японию, назвав ее поведение "возмутительным", но были гораздо более сдержанны в своих оценках.
Объяснением такому повороту стали достигнутые перед этим договоренности о возможном возобновлении Китаем импорта японских морепродуктов, если Токио предоставит ученым КНР возможность отслеживать процесс слива вод с "Фукусимы" и брать пробы в рамках мониторинга, который ведет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Стороны также выразили готовность к сотрудничеству по итогам встречи министра иностранных дел Японии Йоко Камикавы и министра иностранных дел Поднебесной Ван И в кулуарах недавно проходившей в Нью-Йорке Генассамблеи ООН.
"Мы надеемся, что Япония и Китай смогут пойти навстречу друг другу, выбрать правильный вектор развития двусторонних отношений, а также реализовать консенсус, достигнутый руководителями двух стран", - заявил тогда министр иностранных дел КНР.
Напомним, год ушел на то, чтобы Пекин и Токио смогли сгладить разногласия по этому вопросу. В ответ на первый массовый слив технических вод с "Фукусимы" 24 августа 2023 года пресс-служба МИД КНР заявила, что "правительство Японии не доказало легитимность" такого решения и "долгосрочную надежность очистительного оборудования". Было сказано и о том, что проблема "не является частным делом Японии", так как оказывает влияние на все мировое сообщество.
Чтобы продемонстрировать защиту своих интересов, Китай ввел полный запрет на ввоз японских продуктов водного происхождения, включая морепродукты. И весь минувший год в Поднебесной стояли на своем. Не повлиял на такую позицию и специальный доклад МАГАТЭ, опубликованный в 2023 году.
В той части, где шла речь о рисках для людей, эксперты МАГАТЭ сделали три ключевых вывода. Первый: воздействие очищенной воды на человека соответствует международным стандартам безопасности. Второй: оценка радиационного воздействия на человека сброшенной в море воды при нормальной эксплуатации (очистного оборудования - прим. Ред.) и в случае потенциальных отклонений все равно ниже предельно допустимой дозы облучения, установленной международными стандартами. Третий: все допущения относительно обозначенных ситуаций потенциального воздействия "сделаны с осторожностью".
А главным предметом спора между дипломатами и разногласий между техническими специалистами стал упомянутый ранее вопрос о тритии. Он является радиоактивным изотопом водорода, который, попадая в организм человека, может вызывать генные мутации и рак.
В случае с "Фукусимой" вся ответственность за проводимые работы на аварийной станции возлагается на исполнителя - энергетическую компанию Tokyo Electric Power. Для очистки технических вод используется система ALPS, которая может очистить их от 62 видов радионуклидов, в число которых тритий не входит. И тут неизбежно возникает конфликт со статьей 6 Лондонской конвенции 1972 года, которая призвана защищать моря и океаны от загрязнения сбросами, включая радиоактивные.
В первую волну - с 24 августа 2023 года по 31 марта 2024 года - с АЭС "Фукусима" сбросили в океан 31,2 тысячи тонн технической воды (было три сброса в прошлом году и пять в нынешнем). Вторая волна (по планам TEPCO - с апреля 2024-го по март 2025-го) - это еще без малого 55 тысяч тонн за семь заходов.
Компания-исполнитель настаивает на безопасности проводимых ею операций. И утверждает, что, после сброса содержание трития в воде (по их измерениям) оказывается намного ниже установленных норм в 60 тысяч беккерелей на литр. И даже меньше собственной нормы компании в 1500 беккерелей на литр.
Что говорят по этому поводу эксперты в России? Бывший начальник инспекции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Госатомнадзора СССР Владимир Кузнецов и ранее предупреждал, что сброс технических или, по-другому, "очищенных" вод, что скопились на территории АЭС "Фукусима-1", несет вполне определенные риски. А "безопасная" норма трития для человека - это вообще за гранью науки и рационального поведения.
В то же время ученые Дальневосточного отделения РАН, в частности, Тихоокеанского океанологического института им. Ильичева, неоднократно проводившие исследования и замеры в акватории Курильских островов и южной части Охотского моря (а это важная для России рыболовная зона), ничего опасного не выявили. В частности, по тритию колебания в лабораторных анализах морской воды отмечаются, но абсолютно не критичные, практически на уровне погрешности.
Но самые бдительные среди экологов призывают не успокаиваться. После попадания в воду, соглашаются они, концентрация трития продолжает уменьшаться, но все равно это представляет опасность для морских обитателей, которые становятся носителями этого вещества и передают его людям, употребляющим морепродукты.
В этом плане Восточно-Китайское море оказалось в зоне наибольшего риска, что не может не обеспокоить население и власти КНР. Наметившийся в эти дни консенсус, с одной стороны, дает Китаю право и возможность напрямую проследить за процессом сброса и обеспечением его безопасности. А с другой - открывает зеленый свет Японии для продолжения такой практики. Долговечен ли этот баланс интересов, никто из экспертов предсказать не берется.
В результате дезактивационных и прочих работ, проводимых на территории АЭС "Фукусима-1", где в марте 2011 года произошла природная и техногенная катастрофа (вывод из строя всех реакторов в результате землетрясения и цунами), ежедневно образуется 140 тонн радиоактивной воды. Для ее сбора тут установлено около 1000 больших резервуаров, но уже сейчас 90 процента от их объема в 1,37 миллиона тонн заполнены.
Чтобы избавиться от такого "недержания", выбрана долговременная стратегия сброса воды в океан - после ее предварительной очистки. Процедура предусматривает, что воду из цистерн предварительно смешивают с морской водой в специальном накопительном резервуаре, похожем на открытый бассейн. Цель - понизить концентрацию трития на единицу объема воды до уровня в 40 раз ниже установленных требований - до 1500 беккерелей на литр.
Поясним, что предельная норма радиоактивности для слива воды в море при штатной эксплуатации АЭС в Японии - 60 тысяч беккерелей на литр. До катастрофы 2011 года такую воду сбрасывали со станции в океан через специально проложенный по дну тоннель протяженностью в 1 километр от береговой черты.
Согласно данным министерства промышленности Японии, радиоактивность трития в скопившихся на АЭС "Фукусима-1" технических водах (а это 1,25 миллиона тонн) оставляет 860 триллионов беккерелей. До аварии станция ежегодно сбрасывала в море воду с содержанием трития суммарной активностью 2,2 триллиона беккерелей. Простой арифметический расчет показывает: если в течение года этот объем-барьер не превышать, работы по разбавлению, очистке и сливу фукусимской воды растянутся на 30-40 лет.
Подготовил Александр Емельяненков