Экономист Антон Свириденко: Для малых городов, где нет профильных предприятий, должны создаваться новые точки роста

Экономист Антон Свириденко - о способах вдохнуть жизнь в малые города
Малые города и поселки городского типа России переживают не лучшие времена. Их население стремительно сокращается. Социальная инфраструктура изношена. Молодежь уезжает из-за отсутствия работы, высших учебных заведений и мест для проведения досуга. Есть ли шанс вдохнуть жизнь в малый город? Обсудим тему с Антоном Свириденко, исполнительным директором Института экономики роста им. П.А. Столыпина.
Отказаться от моногорода как от наследия устаревшей советской экономики Россия уже не может.
Отказаться от моногорода как от наследия устаревшей советской экономики Россия уже не может. / Аркадий Колыбалов

Мы взглянули на проблему с социальной точки зрения

Какой город можно считать малым? Есть ли официально установленные критерии?

Антон Свириденко: Официально малым в России считается город с населением до 50 тыс. человек, но понятийно сюда можно отнести города до 100 тыс. чел. и даже до 250 тыс. Когда мы делаем исследования, связанные с малыми городами, то имеем в виду и те населенные пункты, где проживает побольше, чем 50 тыс. человек.

Да, как раз недавно ваш институт провел исследование миграции из малых городов. Что оно показало?

Антон Свириденко: Дело в том, что проблема миграции из малых городов ранее рассматривалась преимущественно с количественной точки зрения. Мы впервые, наверное, подошли к этой теме иначе - провели не количественное, а качественное исследование. Выяснили, что является причиной миграции из малого города и, главное, что является причиной миграции обратной - такая тоже есть. Изучение всех факторов позволило вывести такое явление, как ценностная миграция. Получается, что материальные аргументы при выборе города для жизни хотя и играют определенную роль, но они точно являются не единственными и часто - не самыми важными. Для человека имеет большое значение возможность самореализации и получения образования, наличие социальной и досуговой инфраструктуры, заботы о здоровье. Это в целом было ожидаемым. А вот что оказалось неожиданным - так это то, что люди в принципе готовы ехать в малые города за духом большего спокойствия и упорядоченности, отсутствием пробок, более дешевой жизнью и за возможностью размеренного ритма этой самой жизни для рождения детей. Больницы, школы, центры саморазвития (прежде всего для детей), городские пространства, даже косметические салоны - как оказалось, все это может быть фактором удержания/привлечения людей в малые города. Нужно создавать для них условия. Конечно, важны транспортная доступность, внутригородская транспортная мобильность и, безусловно, точки роста. В первую очередь - роста бизнеса, потому что бизнес - это рабочие места. Чтобы привлекать людей, город должен разработать для себя стратегию уникальности, где у него будет один-два стратегических преимущества, которые будут привлекать людей. Как следствие, это обеспечит приток инвестиций и их источников.

Надо определить реальные потребности города

Малые города богато никогда не жили, но после распада СССР их положение усугубилось. С чего, на ваш взгляд, должно начаться возрождение малых городов?

Антон Свириденко: Первое, с чего следует начать, - это определить реальные потребности города. Но не формальные - из разряда "всем по поликлинике или детскому саду". Прежде всего должен быть определен тип города, его специализация, а уже отсюда становятся ясны его преимущества и потребности. Второе - это инвестиции, которые необходимы для реализации. На всех бюджета не хватит, поэтому нужны эффективные проекты долгового финансирования, возврата средств бизнесу, который работает в этих городах. Такие примеры есть в Китае (муниципальные облигации), Индии (инвестиционные фонды городского развития), США (механизм возврата средств из городских налогов). В России есть механизм инфраструктурных облигаций, но он чрезмерно централизован, крупные города забирают из него большую часть. В общем, поле для творчества в этом направлении большое.

Для городов, где нет профильных предприятий, должны создаваться новые точки роста

Многие малые города пали жертвой закрытия градообразующего предприятия, на котором держались в прежние годы. Отказаться от моногорода как от наследия устаревшей советской экономики Россия уже не может, но диверсифицировать производство в таких городах вполне реально. Например, в Пикалеве, где в 2009 году наблюдалась вспышка социальной напряженности из-за остановки глиноземного, цементного и химического предприятий, построены швейные цеха, где заняты около 300 человек. Уровень безработицы в Пикалеве сейчас составляет 0,74 процента и является одним из самых низких в регионе. Сколь широко может быть применим пикалевский опыт?

Антон Свириденко: Такой опыт есть не только у Пикалева. В почти моногороде Шахты Ростовской области тоже появились новые предприятия, швейные и другие фабрики. В качестве примера также можно привести Анжеро-Судженск, Таштагол, Прокопьевск. Вообще в рамках программы моногородов многое было сделано, действительно вкладывались средства в переориентацию территорий. Эта программа, к сожалению, не касается всех малых городов, где ситуация, может быть, не лучше. Но в целом для городов, где нет профильных предприятий, должны создаваться новые точки роста, можно даже выбрать специализацию и на ней сконцентрироваться. Где-то это может быть ИТ, где-то - швейный бизнес, где-то - металлообработка. Самое перспективное, конечно - малые производства, именно так небольшие населенные пункты оживают в Китае. Для развертывания малого производства сейчас не нужно слишком много сложных схем, технологически производственная схема проста и понятна. А спектр производимого - простые вещи, от зонтиков до автозапчастей, изделий из пластика и так далее.

Миграцию в принципе не остановить

По экспертным оценкам, 90 процентов малых городов теряют население, причем в основном молодое. Есть ли какие-то "якоря", способные удержать молодежь в малом городе?

Антон Свириденко: Как я уже сказал, это прежде всего инфраструктура и уникальность города. Его обустройство тоже немаловажно. Сейчас есть неплохой опыт - в принципе новые малые частные города. Там присутствует правильное планирование. Для планирования развития городов нужен мастер-план - со стратегическим анализом, вариантами, а какой именно взять за образец - уже выбирает город. Сейчас разработку мастер-планов для 200 российских населенных пунктов планирует профинансировать правительство по поручению президента, но таких мастер-планов должно быть не 200, а гораздо больше. В идеале он должен быть в каждом городе, так как посредством этих мастер-планов как раз и определяются факторы привлекательности города.

А почему, собственно, надо сдерживать миграцию молодых людей из малых городов? Пусть едут в большие города, получают образование, квалификацию, опыт конкуренции на рынке труда. Другие же люди, наоборот, готовы уехать из большого и дорогого города, где они уже испытывают дискомфорт от высокого темпа жизни. Как вам такой подход к миграции, предполагающий два встречных потока - скажем, из Каргополя в Каргополь?

Антон Свириденко: Слишком идеальный вариант. Миграцию в принципе не остановить, надо влиять на ее скорость и потоки. Молодежь всегда будет уезжать, кому-то в большом городе, "в тусовке" интереснее, с этим ничего не поделать. Когда-то молодые люди будут и возвращаться: из-за спокойствия малого города, из-за родственников. Но не должны хотеть уезжать все, как нередко бывает сейчас. И именно над этим надо работать.

Формирование городских сообществ - ключ к развитию малого города

Сегодня многие малые города, находясь под впечатлением от успеха Мышкина, Суздаля, Великого Устюга, делают ставку на туризм и сервисы, обслуживающие туристический поток. Но у нас нет столько малых городов с историческими достопримечательностями и нет столько туристов. Может, не стоит уповать на туризм, который едва ли станет градообразующей отраслью для Торжка или Боровска, а начать думать о других секторах экономики, которые надо развивать?

Антон Свириденко: Да, именно так и надо делать. Институт Столыпина как раз этой проблемой сейчас и занимается. Мы пытаемся выделить типы малых населенных пунктов: промышленные и энергетические, города логистики, туризма, межмуниципальные центры, города-спутники и так называемые "спящие города", где почти ничего нет. А для каждого города предлагаем набор мер, направлений, которые будут способствовать их развитию. Результаты исследования планируем представить в октябре.

Самое перспективное, конечно - малые производства, именно так небольшие населенные пункты оживают в Китае

А сами жители малых городов? Они предпринимают собственные усилия для формирования комфортной городской среды или только апеллируют к государству и "социально ответственному" бизнесу? Вам известны какие-нибудь низовые инициативы?

Антон Свириденко: Да, этим активно занимается Агентство стратегических инициатив (АСИ). Формирование городских сообществ - вообще ключ к развитию любого малого города. Именно там должны появляться контуры стратегии.

В России с 2008 года создаются планы комплексного развития городов. Сегодня уже 25 населенных пунктов с населением свыше 55 тысяч человек получили свои программы долгосрочного социально-экономического развития. В феврале 2024 года Владимир Путин, выступая с Посланием Федеральному Собранию, предложил разработать еще 200 мастер-планов развития городов. Планы серьезные. Есть ли реальные результаты?

Антон Свириденко: Да, мастер-планы - очень хороший и эффективный инструмент. В качестве примера их успешного воплощения можно привести Суздаль. Город обретает новые черты и жить там становится комфортнее. Хороших результатов можно ждать и в Байкальске, где также реализуется мастер-план развития.

Каково реальное - без иллюзий - экономическое состояние малых городов? Не до конца ли они разрушены, есть ли что возрождать?

Антон Свириденко: Состояние городов самое разное, и это зависит от типа города. У городов-спутников состояние может быть лучше, чем в агломерационном центре. Но может быть и проблема - перегрузка транспортных путей. Хуже всего, конечно, в "спящих" городах - населенных пунктах, которые утратили изначальные источники развития. Но в целом малые города продолжают существовать. Борются за жизнь, некоторые из них находят неплохие стратегии, таких больше всего в туристическом типе городов. Но надо взяться за решение проблем посерьезнее, активнее, рассмотреть, в том числе, и перевод части средств в местные бюджеты, в бюджеты регионов, найти новые финансовые механизмы (как муниципальные облигации в Китае). Это все необходимо для того, чтобы малые города мы не потеряли. Одно из последних неплохих решений - льготная ипотека для семей с двумя детьми в малых городах, но оно охватило только города до 50 тыс., которые формально малые. Можно было бы задуматься о расширении ее и на города до 100 тыс., и до 250 тыс. человек.

Визитная карточка

Антон Свириденко - исполнительный директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина. C 2013 по 2021 год был советником Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Выступал экспертом Совета Европы в сфере делового климата и противодействия коррупции. Сегодня входит в состав нескольких рабочих групп федеральных органов исполнительной власти и Госдумы по совершенствованию законодательства в сфере предпринимательства.