Обанкротившийся автозавод в Ставрополе превратят в индустриальный парк

Единственный в Ставропольском крае автомобильный завод, который уже почти пять лет закрыт после банкротства и продается, планируют перепрофилировать, а его площади отдать под индустриальный парк. Как заявил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, никакие другие варианты использования территории, кроме возобновления автопроизводства или создания промпарка, рассматриваться не будут.
На Ставрополье больше десятка индустриальных парков. Такие площадки пользуются особенной популярностью у бизнеса благодаря действующим там преференциям
На Ставрополье больше десятка индустриальных парков. Такие площадки пользуются особенной популярностью у бизнеса благодаря действующим там преференциям / Владимир Аносов

В середине сентября Владимиров провел традиционную "прямую линию" и ответил на вопросы жителей региона. Один из них касался судьбы когда-то перспективного, а теперь закрывшегося предприятия "Ставрополь-Авто" в Михайловске. Глава края заявил, что регион может выкупить активы завода, но заплатить бюджет готов только около миллиарда рублей в рассрочку. Здесь предполагается создать региональный индустриальный парк наподобие СКИП "Мастер".

По его словам, автозавод до сих пор проходит процедуру санации в Промсвязьбанке, который выставил предприятие на продажу. Первые торги должны были пройти в мае 2024 года, но не состоялись из-за отсутствия заявок. В октябре огромное производство вблизи Ставрополя планируют снова выставить на аукцион.

Спрос на готовые промышленные помещения в стране превышает предложения, и связано это с бурными изменениями в экономике и процессом локализации производств

- Сразу хочу всем предполагаемым инвесторам сказать: мы никогда не поменяем назначение этого здания, имею в виду как производственного актива. Все хотят его снести, построить на этом месте жилой или торговый комплекс. Давайте не будем друг друга обманывать: жилье строить на месте "Ставрополь-Авто" мы не дадим, а промышленный парк без усилий власти там создать невозможно, - подчеркнул губернатор.

Уже на следующий день после "прямой линии" на эту тему высказался министр энергетики, промышленности и связи Ставрополья Иван Ковалев. Он рассказал, что возможность создания индустриального парка на территории автозавода сейчас прорабатывается.

- Потребность в нем большая. Если говорить простым языком, стоит очередь из предприятий, инвесторов, которые готовы там работать. Поэтому мы поддерживаем это предложение, - рассказал глава краевого минпрома.

При этом сумма выкупа предприятия в один миллиард рублей далека от пожеланий продавца. Завод пытались продать даже на российских маркетплейсах, и цена превышала 10 миллиардов рублей. Однако инвесторам, которые захотят реализовать здесь проекты, понадобится поддержка региона в плане создания дополнительной инфраструктуры.

Индустриальный парк, особенно вблизи столицы края, Ставрополью действительно нужен. Площади работающего СКИП "Мастер" полностью заняты. В середине лета промышленную площадку с рабочим визитом посетил зампред правительства России Александр Новак, и на встрече с руководством обсуждался вопрос о подготовке дополнительных производственных помещений.

Новаку объяснили, что многие компании уже сегодня испытывают потребность в расширении. По итогам этой встречи было решено проработать механизм софинансирования строительства нового производственного корпуса со стороны государства. Кстати, дефицит производственных площадей в СКИП "Мастер" оценили более чем в 20 тысяч квадратных метров.

По словам исполнительного директора Ассоциации индустриальных парков (АИП) России Дениса Журавского, спрос на готовые промышленные помещения в стране превышает предложения и связано это с бурными изменениями в экономике и процессом локализации производств.

- В 2022-2023 годах были заняты практически все свободные площади в индустриальных парках. В этом году члены АИП иногда даже не успевали вводить в эксплуатацию помещения, они контрактуют территории в аренду или в собственность резидентов уже на этапе строительства, - отметил Журавский.

Если сначала индустриальные парки массово появлялись в Центральной России, то сейчас бум наблюдается именно на юге страны.

- Создание промпарков - очень перспективно. И, я думаю, останется таким на ближайшие десятилетия. Можно сказать, что юг России отличается формированием новых индустриальных парков в разных отраслях экономики, таких как туризм, транспорт и логистика. При этом недооцененными остаются инновационные технологии и производство экологически чистых продуктов, - отметил вице-президент по производству СК Dogma Артем Колесников.

Справка "РГ"

Амбициозный проект создания производства автомобилей в Ставропольском крае начали реализовывать в 2010-х годах. Завод открыли в 2017-м и планировали выпускать около 10 тысяч автомобилей в год. Однако в итоге с конвейера сошли лишь 2,5 тысячи китайских внедорожников Great Wall Hover H3 и H5 под брендом DW Hower, а их продажи на российском рынке оказались провальными. Линию вскоре остановили и начали искать другие варианты, вплоть до выпуска малотоннажных грузовиков, но безуспешно.

Еще в сентябре 2019 года сообщалось, что власти Ставрополья хотят перепрофилировать завод, чтобы тот не простаивал. В идеале он должен был стать технопарком. Однако за пять лет так ничего и не изменилось. Помещения пустуют. В мае 2024 года Владимир Владимиров в своем ежегодном послании рассказал о планах перезагрузить производственные площадки.