Дефицит кадров и дорогое обслуживание. Почему повышаются цены на транспортные услуги?

Эксперты назвали причины подорожания транспортных услуг
Транспортно-логистическая отрасль России остается под инфляционным давлением, несмотря на признаки стабилизации в первом полугодии 2024 года. Стоимость услуг в сфере продолжает расти, хотя и более умеренными темпами по сравнению с пиковыми значениями 2022 года.
Александр Кряжев/РИА Новости

За последние три года больше всего подорожали поездки на железнодорожном и авиатранспорте (101,9 и 77,9%), а меньше всего - на такси (45,2%). Об этом говорится в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

Среди товаров в топ лидеров по удорожанию входят газовое топливо, бензин АИ-98 и дизельное топливо с индексом потребительских цен (ИПЦ) 111,8 и 111,6%.

Анализ подтвердил сильную взаимосвязь между ИПЦ на транспортные средства, аксессуары и топливо с ИПЦ на услуги автотранспорта. Например, тариф на поездки в такси напрямую зависит от стоимости автомобилей, шин и ОСАГО. При этом с 2021 г. по II кв. 2024 г. рост цен на легковушки по России в целом составил 63,2%, на шины для них и ОСАГО - 55% и 46,7% соответственно, уточняется в исследовании.

Еще один стратегически значимый фактор для услуг автотранспорта - удорожание сопутствующего сервиса: мойки, ремонта и технического обслуживания транспортных средств, шиномонтажа колес, услуг аренды авто и страхования.

Однако наибольшее влияние на динамику цен в большинстве видов деятельности оказывает недостаток квалифицированного персонала. Если в 2023 г. дефицит кадров занимал первую позицию в рейтинге для организаций пассажирского транспорта и грузоперевозок, то в II кв. текущего года дополнительно охватил организации прочих персональных услуг, связи и страхования. Эксперты ИСИЭЗ отмечают, что сегодня нехватка кадров остается системной проблемой для многих транспортных предприятий. Такая ситуация стимулирует спрос на услуги и воздействует на тариф.

Среди прочих причин усиления инфляции названы высокие процентные ставки, в том числе на лизинг, и специфические ограничения в отдельных видах услуг отрасли. Например, пассажирские перевозки сталкиваются с введением дополнительного регулирования, которое усложняет вход исполнителей на рынок.

"Кадровый голод в транспортно-логистической отрасли России достиг высоких значений, - отмечает Михаил Хачатурян, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового Университета при Правительстве РФ. - Такая ситуация оказывает существенное влияние на инфляцию в этом секторе. Стране не хватает водителей такси и грузовиков, механиков, экспедиторов и прочих специалистов. Это вынуждает компании повышать зарплаты, чтобы удержать сотрудников, что напрямую сказывается на кошельках потребителей. Дефицит кадров - одна из ключевых проблем: именно с ней необходимо бороться в первую очередь. Иначе цены продолжат расти, а риски банкротства автотранспортных предприятий станут все ощутимей. А это уже грозит нам возможными срывами поставок и нарушениями логистики, которую предприниматели с таким трудом выстраивали в ответ на санкции. Таким образом, меры нужны незамедлительные, пока состояние отрасли не ухудшилось".