В прежней системе управления, по его словам, руководитель не чувствовал и не нес ответственности за ситуацию в стране. "Президент сидел за кулисами, - пояснил Садыр Жапаров. - Это привело к смене 35 глав правительств за 30 лет. Ведь успех в делах президент присваивал себе, а неудачи сваливал на кабинет министров и парламент. В такой системе, возможно, сладость власти и ощутима. Но в итоге государство топчется на месте, не развиваясь".
Как утверждает Садыр Жапаров, реформа, затронувшая вертикаль власти в последние несколько лет, многое коренным образом изменила. "Теперь на законодательном уровне установлено: сколько бы ни сменилось премьер-министров, ответственность за судьбу народа и государства лежит на президенте, - подчеркнул он. - Так что, честно говоря, сладость власти я не ощущаю. И никто бы не почувствовал, если б ответственность за судьбу государства и народа лежала на его плечах. Приходится переживать 24 часа в сутки за внутреннюю и внешнюю политику".
Садыр Жапаров признался, что проведение такой реформы столкнулось с большими препятствиями. "Мы жили в системе, в которой слушали того, кто громче кричал и красивее говорил, - вспоминает он. - Вместо того чтобы помочь уйти от анархии смешанного управления, из-за которой страна едва не развалилась, некоторые политики и группировки всюду пытались вставлять палки в колеса. Оказывается, за последние десятилетия они привыкли жить только своими интересами".
- У семи нянек, как говорится, дитя без глаза, - отметил Садыр Жапаров. - А теперь, кто бы ни стал президентом после меня, он будет отвечать перед народом и за хорошее, и за плохое. Конечно, все мы люди и допускаем ошибки. Но природа людей такова, что это не прощается. Хорошие поступки быстро забываются, но плохие никогда не будут забыты.
Отказали в реабилитации
Парламент республики отказался удовлетворить просьбу первого главы Кыргызстана Аскара Акаева о присвоении ему статуса экс-президента. Решение законодатели приняли на прошлой неделе общим голосованием.
Против реабилитации Аскара Акаева высказался 71 депутат. За несколько дней до голосования аналогичное мнение высказал и профильный комитет парламента.
Высокий статус, о котором хлопотал Аскар Акаев, дает гражданину республики неприкосновенность, которая распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые транспортные средства, багаж, средства связи, принадлежащие ему архивы и иное имущество, документы и переписку. Обладателю звания экс-президента также пожизненно предоставляются государственная охрана в пределах территории КР, одна из государственных дач, бесплатное медицинское обслуживание, правительственная связь и пожизненное ежемесячное денежное содержание. Впрочем, как утверждает действующий глава республики Садыр Жапаров, Акаев не претендовал на перечисленные льготы и привилегии.
- Думаю, его не интересуют пенсия, охрана и тому подобное, - подчеркнул Садыр Жапаров. - Ему исполнилось 80 лет. Мне кажется, Аскар Акаев подал данное обращение для того, чтобы в истории за ним сохранился статус экс-президента.
Парламент Кыргызстана, однако, посчитал, что первый глава республики не заслуживает права на особые привилегии.
- За первые годы независимости страна испытывала большие трудности, - объяснил позицию коллег спикер Жогорку Кенеша (парламента КР) Нурланбек Шакиев. - Плохого было больше, чем хорошего. В этом очень большая вина Аскара Акаева как первого президента. Поэтому, думаю, решение было правильным. История сама все расставит по местам, а народ даст свою оценку.
Спикера парламента, впрочем, трудно назвать непредвзятым наблюдателем. Он избирался в Жогорку Кенеш как представитель Аксыйского района. Этот округ получил широкую известность в республике в начале 2000-х из-за массовых волнений. Акции протеста организовывались оппозицией, выступавшей против передачи части территорий КР Китаю - в рамках окончательного урегулирования пограничных споров. Манифестации были жестко подавлены. Погибло несколько человек. В новейшей истории Кыргызстана аксыйские события считаются знаковым политическим кризисом, предшествующим смене власти и отставке самого Аскара Акаева с поста президента в 2005 году.
Несмотря на возможное неприятие части сограждан, первый глава республики может беспрепятственно вернуться в Кыргызстан. В отношении него не проводится никаких расследований, и уголовное преследование ему не грозит.
На данный момент статусом экс-президента в Кыргызстане пользуются только Роза Отунбаева, возглавлявшая страну после свержения Курманбека Бакиева в 2010 году, и Сооронбай Жээнбеков. Он был избран президентом в качестве преемника Алмазбека Атамбаева и сложил полномочия досрочно. Его предшественник, в свою очередь, лишен высокого звания из-за предъявленных ему обвинений в преступлениях. Статус экс-президента не распространяется и на Курманбека Бакиева, правление которого закончилось гибелью нескольких десятков манифестантов.