— Андрей Владимирович, первый вопрос — о банковском секторе в целом. Что помогает банкам в текущей непростой ситуации получать достаточно высокие показатели?
— Буду опираться на пример Газпромбанка. Мы в конце лета опубликовали информацию об итогах работы нашего розничного бизнеса в первой половине 2024 года. Полученные цифры выглядят весьма позитивно и вселяют в нас оптимизм, способствующий сохранению уверенности в своих силах. Что помогает нам сегодня в работе? Глубокое знание потребностей, ситуации на рынке, внедрение и использование самых современных технологий. Уверен, что это актуально и для всего рынка.
— Наш банковский рынок действительно научился хорошо адаптироваться к внешним вызовам?
— Адаптивная способность стала очень важным качеством, которое помогает расти и успешно развиваться. Я уже упомянул итоги полугодия по розничному бизнесу в целом по Газпромбанку. Показателем доверия к банку, конечно, является прирост клиентской базы. За полгода количество активных розничных клиентов превысило 5 миллионов. У нас на Дальнем Востоке тоже хорошие результаты: число розничных активных клиентов с начала года увеличилось на 7 процентов, на Сахалине количество клиентов за этот период выросло на 5,4 процента.
— Привлечению новых клиентов способствовало активное развитие дистанционных каналов коммуникации с банком?
— Мы развиваем дистанционные каналы и в то же время открываем новые офисы, чтобы предоставить клиенту весь спектр возможных каналов коммуникаций. Что касается предпочтений, то, конечно, клиенты оценили удобство безвизитного обслуживания и охотно им пользуются. Приведу пример. За первое полугодие текущего года количество пользователей мобильного и интернет-банка Газпромбанка выросло на 374 тысячи человек (9,8 процента) и составило 4,2 миллиона активных клиентов. Развивая и совершенствуя сервисы, мы надеемся, что сможем до конца года увеличить количество активных пользователей дистанционного банковского обслуживания до 4,7 миллиона человек. Процесс цифровизации касается как розничных, так и корпоративных клиентов, для которых банк открывает новые возможности, развивает современные цифровые продукты, улучшает сервис.
— Кстати, о корпоративных клиентах. Этот сегмент всегда был в приоритетных для Газпромбанка?
— Был и остается… Мы активно используем в нашем регионе механизм государственно-частного партнерства. Газпромбанк на этом рынке является одним из лидеров, выступая не только как финансирующее учреждение, но и в качестве организатора и инвестора таких проектов. Это хирургический комплекс, пять поликлиник, кампус на Сахалине. В результате реализации подобных проектов бюджетные деньги расходуются эффективнее, все работы выполняются быстрее, а качество услуг растет. ГЧП помогает государству в части исполнения социальной функции, а бизнесу — получать прибыль от реализации проекта, применять свои знания и опыт, воплощать в жизнь новые идеи.
— Какие банковские продукты для корпоративных клиентов пользуются спросом в нашем регионе?
— Сегодня мы отчетливо наблюдаем современный тренд по движению бизнеса в восточном направлении, видим, как меняются цепочки поставок, банковские операции. Поэтому популярен сервис международных расчетов в валютах дружественных стран. Еще одно важное решение для бизнеса и актуальное для региона направление — сервис онлайн-оплаты таможенных платежей.
Важно, что залогом успешного сотрудничества с предпринимателями являются надежность, качественный сервис, индивидуальный подход. Мы стараемся соответствовать ожиданиям клиентов.
— Вернемся к розничным клиентам. При достаточно высокой ключевой ставке наверняка есть интерес к депозитам?
— Да. Мы предоставляем возможность открывать депозиты, не посещая банк. Но если появились вопросы или надо помочь с выбором подходящего вклада, то специалисты готовы проконсультировать в офисе. Мы стараемся не только предложить выгодную процентную ставку, но и по возможности добавить в новый продукт дополнительные опции. В итоге, предлагая одни из самых привлекательных условий по депозитам, мы почти на треть смогли нарастить портфель вкладов и накопительных счетов розничных клиентов (без учета premium banking): портфель вкладов на Дальнем Востоке с начала года вырос на 27 процентов. Кроме того, за первое полугодие было оформлено более 10 тысяч новых активных карт. В Сахалинской области портфель вкладов с начала года вырос на 35,9 процента, оформлено более двух с половиной тысяч карт.
— А какова динамика по кредитным картам? Ведь с повышением ключевой ставки кредитные деньги тоже стали дороже…
— По Дальнему Востоку увеличение портфеля кредитных карт составило 32 процента, а по автокредитам — 23. На Сахалине же портфель кредитных карт увеличился на 16 процентов, по автокредитам — на 18,2. Как видите, спрос есть. Люди планируют покупки, отдых, средства на которые нужны уже сегодня. Кредитная карта в этом случае выручает.
— Газпромбанк принимает участие в форуме «Нефть и газ Сахалина». Как вы оцениваете это мероприятие и его значение для бизнеса региона?
— В прошлом году на форуме мы подписали соглашение между банком и администрацией Южно-Сахалинска. Оно стало важным шагом сотрудничества и движением к нашей общей цели — развитию и процветанию региона. Сахалинская область в целом и Южно-Сахалинск в частности являются точками роста на Дальнем Востоке. Мы в Газпромбанке видим огромный потенциал этой территории и стремимся активно участвовать в его раскрытии.
Надеюсь, и в этом году будет подписан ряд соглашений и достигнуты договоренности о реализации новых проектов. Мы стремимся к тому, чтобы наше сотрудничество приносило пользу всему Дальневосточному региону.