Маэстро Рустем Абязов рассказал "РГ", как управлять талантливыми музыкантами

В этом году Казанский камерный оркестр La Primavera отыграл 35-й сезон и отметит свое 35-летие. Помимо этого юбилея, еще один - весной исполнилось 65 лет дирижеру и руководителю коллектива Рустему Абязову. В интервью корреспонденту "РГ" маэстро рассказал, как правильно управлять талантливыми музыкантами, как не съехать в попсу и сохранять наследие.
Казанский камерный оркестр La Primavera/Даниил Шведов

Не итоги, а промежуточные планы

Рустем Юнусович, всегда в дни юбилеев подводятся какие-то итоги... Какие они у вас?

Рустем Абязов: Безусловно, я всегда оцениваю юбилейные цифры. Это не подведение итогов, потому что я пока никуда не собираюсь уходить. Это, скорее, промежуточные планы.

Во-первых, оркестр сейчас достиг очень высокого уровня мастерства. Я даже рискну сказать, что, наверное, на сегодняшний день это лучший состав оркестра, наиболее сыгранный, наиболее мастеровитый. Это единый организм. И нам сегодня по плечу серьезные задачи.

Я раньше побаивался выходить на сцену, если было мало репетиций какой-то трудной программы. Сейчас же понимаю, что ребята могут сыграть все. Нам не нужно колоссального объема времени, чтобы выучить программу, а потом, не расплескав ее, донести до сцены. Более того, если программа уже сыграна, в следующий раз мы можем отработать ее практически без репетиций. Понятно, что перед концертом все равно что-то пробуется. Но уже не требуется, как раньше, вспоминать материал. Все говорит о том, что профессионализм моих ребят как оркестровых музыкантов вырос очень сильно. Причем сейчас достаточно стабильный состав, когда никто никуда не рвется. Это дорогого стоит.

Как удалось добиться подобных результатов?

Рустем Абязов: Наконец-то решился принципиальный вопрос с зарплатой. Вот уже полтора года музыканты получают приличные деньги. Спасибо большое мэру Казани Ильсуру Метшину и главе региона Рустаму Минниханову, потому что они совместно решали этот вопрос.

Пока он не решался, ротация была большой. Я никого не осуждаю и не называю предателем, ведь любой человек стремится найти место, где ему будет лучше. Это жизнь. Я не могу сказать, что мы достигли уровня зарплат Государственного симфонического оркестра РТ, но, во всяком случае, уже есть тот уровень, который позволяет надеяться, что состав будет стабильным. В оркестре сейчас много молодежи.

А были возвращенцы? Те, кто, попробовав вкус иного хлеба, захотел вернуться обратно?

Рустем Абязов: Нет, но я и не приветствую, честно говоря, подобные моменты. Уходя - уходи.

Когда учишь, учишься сам

С достижениями оркестра понятно. А каковы ваши промежуточные планы?

Рустем Абязов: Я дал сольный концерт, не в качестве дирижера, а как скрипач, со своим оркестром. Весной, на фестивале L.arte del arco. Причем с такой программой, которую я бы, наверное, даже лет 5-10 назад не рискнул играть.

Я вернулся к педагогической работе в консерватории. Когда-то, во время моего директорства в специальной детской музыкальной школе, профессор Ирина Бочкова сказала: "Знаешь, почему ты начал так хорошо играть? Потому что ты преподаешь. Когда ты человека учишь, ты сам учишься". Сейчас я понял, насколько она была права.

Наверное, музыканты гордились вами? Они же чувствовали сложность программы?

Рустем Абязов: Не столько в гордости дело, сколько в моем авторитете. Я сторонник того, чтобы дирижер добивался своих целей не кнутом и пряником. Оркестр не должен бояться дирижера, он должен его уважать. Тогда музыканты идут на контакт, чтобы сделать что-то совместное. А то часто пишут, что дирижер выходит к оркестру, как дрессировщик входит в клетку к хищнику.

Вы занятой человек, у вас огромное количество проектов. Для чего вам еще преподавание?

Рустем Абязов: Это не моя инициатива. Я на 25 лет был лишен возможности преподавать в консерватории в связи с моими непростыми отношениями с прежним ректором Рубином Абдуллиным. Но, как только Вадим Дулат-Алеев занял ректорское кресло, он практически сразу позвонил и спросил: "Вы не соскучились по педагогической работе?" Я ему тогда честно ответил, что нет. Он дал время подумать. Я с Юлей, супругой, посоветовался и согласился. Если я много чего умею, почему бы этим не поделиться? След надо оставить в жизни.

Цены на билеты стараемся не повышать

У вас в оркестре отношения с музыкантами доверительные или как у подчиненных и начальника?

Рустем Абязов: Они достаточно доверительные, но я держу дистанцию. Раньше, возможно, был ближе к оркестру. У нас были совместные вечеринки, Старый Новый год могли у меня дома отметить. Сейчас я себе этого не позволяю.

Вы по-прежнему стараетесь не повышать цены на билеты?

Рустем Абязов: Да, насколько это возможно. Я просто боюсь, если мы начнем повышать цены, та категория слушателей, которые постоянно ходят на наши концерты, уже задумаются, покупать ли билет.

Хотя есть и другой опыт. Мы провели ряд концертов с программой композитора Ханса Циммера, который пишет музыку для кино. Нас пригласили партнеры из Екатеринбурга в качестве исполнителей. Программа предусматривает симфонический состав, поэтому мы дополнительно приглашали духовиков и группу ударных. Тысячные залы были забиты до отказа, хотя стоимость билетов доходила до трех с половиной тысяч рублей.

Понятно, что это определенная публика, которая любит музыку к кино. Но я удивлен, если честно. Учитывая, что в России есть еще несколько подобных проектов. Например, в питерском Империал-оркестре условно 100 музыкантов, 50 человек в хоре. Это очень дорогой проект! Цена на билеты доходит до 10 тысяч. И люди все равно идут на их выступления.

Может, самим попробовать создать аналогичный проект с легкой музыкой?

Рустем Абязов: Меня в таком случае не все поймут. Люди ведь идут на камерный оркестр, чтобы послушать действительно тонкую музыку, а не ширпотреб, который собирает залы. И я их понимаю.

Но у вас ведь тоже есть программы, скажем так, более популярной музыки.

Рустем Абязов: Их стало меньше. Это совершенно сознательный поворот в сторону классики. Нужно все-таки постараться приучить людей любить именно классическую музыку. И нам, кажется, это удается.

Неинтересно играть одно и то же

И все же. Вот смотришь на ГАСО РТ, это серьезные музыканты, играющие серьезную музыку. А вы и сложные программы берете, и осенью с группой "Мураками" на одной сцене выступать будете, зимой в третий раз с ансамблем "Волга-Волга". У вас всегда какие-то музыкальные эксперименты.

Рустем Абязов: Я думаю, что выйти в тысячный, в десятитысячный раз сыграть симфонию, это, конечно, здорово. Но ведь это десятитысячный раз! Надо набраться смелости, чтобы сыграть десятитысячный раз лучше других. На месте слушателя в тысячный раз на одну и ту же, пусть даже любимую, симфонию я бы не пошел. Лучше послушаю ее в записи.

Оркестровый репертуар ведь очень ограничен, даже симфонический. Всегда есть какой-то небольшой контент, который постоянно эксплуатируется на всех концертах, по всей стране. Репертуар камерного оркестра еще более ограничен. И я не побоюсь предположить, что мы переиграли все более или менее серьезное, что существует для камерного оркестра. Поэтому экспериментируем.

На бис

Ну и последний вопрос. Десять лет исполнилось вашему проекту "Звезды из Завтра". Вы ездите по Татарстану вместе с оркестром, даете ученикам музыкальных школ возможность поиграть в тандеме с музыкантами, отбирая при этом лучших для финала. Вы довольны результатом своей работы и следите ли за тем, как складывается судьба ребят?

Рустем Абязов: Мы гордимся тем, что получается. Мало того, что благодаря проекту мы серьезно подняли уровень преподавания в Татарстане, так еще и наших победителей охотно разбирают на другие, уже всероссийские проекты. Конечно, мы не можем отслеживать судьбу каждого. Но тех, кто решил получить дальнейшее музыкальное образование, всегда поддерживаем. Отправляем в музыкальные училища характеристики на ребят, даем рекомендации, радуемся их победам. И, возможно, в этом году среди моих учеников в консерватории появится как раз участник программы "Звезды из Завтра" из Альметьевска