Дамы были местными, с билетами "на завтра", а где-то в зрительном зале сидела женщина их же возраста, Динара Ахметзянова, прилетевшая на театральный форум из Норильска. О ней мне рассказал коллега Вячеслав Кондаков из краевого информационного агентства. Динара - большой любитель творчества Шукшина, увлеклась им с двенадцатилетнего возраста, когда еще жила в Узбекистане. Она специально взяла отпуск, чтобы прилететь в Барнаул, снять квартиру и увидеть все тринадцать заявленных спектаклей. По ее словам, хозяин квартиры тоже оказался поклонником Шукшина.
Фестиваль длился десять дней, с 18-го по 27 сентября. Он открылся драмой "Дитёнок мой", премьерным спектаклем главного театра Алтайского края, и завершился драмой - "Калиной красной" в постановке хабаровчан. Что вполне оправданно: шукшинское творческое наследие - это прежде всего мучительные раздумья о том, что с нами происходит, и как бы в такой катавасии не растерять душу. Однако половину "шукшинских" спектаклей сделали в комедийном ключе, а подборка рассказов, по которым они ставились, уже набила оскомину: конечно же, "Сапожки", непременный "Микроскоп", в обязательном порядке "Мой зять украл машину дров" и, разумеется, "Жена мужа в Париж провожала".
Вместе с тем специалисты по творчеству Шукшина отмечают, что есть очень известные рассказы, которые театры упорно обходят стороной. Например, "Срезал". В нем, как считает алтайский писатель Сергей Тепляков, показан очень современный типаж: Глеб Капустин - это же натуральный зловредный тролль из интернета, разрушитель смыслов. А директора краевого театра драмы Любовь Березину удивило, что никто не привез постановок по пьесам Шукшина.
Зато питерский театр "На Литейном" взял за основу малоизвестные произведения Василия Макаровича и не прогадал - камерный спектакль на двоих исполнителей смотрелся на одном дыхании. Поставил его 37-летний актер Виталий Гудков, уроженец Новосибирска и выпускник тамошнего театрального института. В "Рассказах" писательские муки творчества тесно переплетаются с вечной душевной маятой русского человека. Гудков, сыгравший роль Сереги, чем-то напомнил настоящего Шукшина - неравнодушного, колючего, противоречивого.
- Мне было очень интересно посмотреть, что происходит с наследием Шукшина не в научных монографиях, а на сцене. Насколько в наше время актуально его наследие? Что сейчас из Шукшина ставят в нашей необъятной Родине и соседнем Казахстане? Нынешний фестиваль, помимо ответов на эти вопросы, порадовал рабочей частью своей программы - итогами драматургической лаборатории "Шукшин. Миф и реальность", которая началась два года назад. По-моему, это замечательная идея - позвать современных драматургов и предложить им написать пьесы по биографии писателя и фантазии на тему его жизни, - предложил приглашенный гость фестиваля, театральный критик Глеб Ситковский.
Любовь Березина призналась, что ей импонирует такой подход:
- Мы в свое время затем и затеяли театральные лаборатории, чтобы что-то поменялось в теме "Шукшин и театр". Сборники с материалами этой лаборатории мы подарили нашим гостям - очень надеюсь, следующий фестиваль через пять лет будет разбавлен спектаклями о Шукшине.
Действительно, жизнь у Василия Макаровича получилась сложной, с большим набором сюжетных линий, и не только ученые, но и писатели с большим интересом берутся исследовать его биографию. Недавно, например, литераторы Михаил Гундарин и Евгений Попов выпустили свою версию биографии уроженца Сросток - "Василий Макарович". А в Алтайском краевом театре драмы прямо к фестивалю выдали премьеру "Дитёнок мой" - историю жизни Марии Сергеевны Куксиной-Шукшиной.
Пьесу о матери Шукшина написал Дмитрий Богославский, режиссер-постановщик - Георгий Цнобиладзе. Спектакль получился неоднозначный. В зачет зрительских симпатий пошли мастерская работа художника-постановщика Фемистокла Атмадзаса и художника по свету Александра Рязанцева, добротная игра исполнительницы главной роли Елены Адушевой. Среди недочетов - монотонность действия, перебор со страданиями, в некоторых сценах не определены события.
На примере "Дитёнка моего" лишний раз убеждаешься, что "биографические спектакли" - материал коварный, а удачные эскизы, родившиеся в недрах театральных лабораторий, не всегда превращаются в успешные постановки. В целом же, как сказала Ксения Аитова, еще один приглашенный критик, фестиваль дал возможность увидеть "повседневный срез работы театров":
- Скажем честно, здесь нет какого-то огромного разбега. Не творчество Шукшина становится материалом для продвинутых театральных экспериментов. Ряд участников фестиваля использует схожие приемы в подходе к Шукшину. С другой стороны, мы увидели как большие многофигурные композиции, так и спектакли на двоих или с чисто женским составом. Если говорить о будущем фестиваля и расширении программной его части, то можно под шапкой Василия Макаровича собрать театральный форум вообще - как, например, это делается в Чеховском фестивале. Но здесь надо определиться с границами: что мы будем понимать под "шукшинским материалом", под его углом зрения. Здесь возможны разные стратегии.
Нужен ли Шукшинский театральный фестиваль в будущем? Безусловно. Он необходим и профессиональному театральному сообществу, и зрителям. Народ охотно шел на фестивальные спектакли. На некоторые было трудно достать билеты. Иной раз желающих было так много, что молодежи приходилось сидеть на ступеньках между рядами - так было, в частности, во время спектакля театра "На Литейном".
В Барнаул, чтобы посмотреть фестивальный спектакль, приезжали из сельских районов. Дректор Мамонтовского РДК Виктор Гореявчев на "Обыкновенных чудиков" Санкт-Петербургского государственного молодежного театра "На Фонтанке" привез десант сельских работников культуры. Спрашиваю, понравился ли спектакль. Виктор Николаевич смеется: "Уж третий день обсуждаем. Я сам много нового, интересного увидел. А то варимся в своем соку..."
Можно ли проводить фестиваль чаще, чем раз в пять лет, спрашивали его участники и театральная публика. Например, раз в два, в три года? Наверное, можно, но нужна серьезная финансовая поддержка со стороны регионального министерства культуры. Пока "Здравствуйте, люди!" живет, по словам Любови Березиной, в основном за счет средств самого театра драмы. И будет здорово, пожелал Глеб Ситковский, если на поддержку следующего фестиваля по-настоящему раскошелится Президентский фонд культурных инициатив - как-никак через пять лет мы будем отмечать вековой юбилей со дня рождения Шукшина.