Ему исполнилось 75 лет, и он по-прежнему красавец мужчина и полон творческих планов.
- Дожил до того, что мой день рождения стал событием, и все благодаря театру, - говорит Степан Зограбян. Он сценограф более чем 250 спектаклей в драматических и музыкальных театрах России (Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов) и зарубежья (Польши, Чехии, Армении, Латвии, Эстонии). Спектакль "Палата N 6" (режиссер Юрий Еремин) в сценографии Зограбяна был участником и лауреатом многих отечественных и зарубежных фестивалей в Европе (в Италии, Франции, Шотландии, Швейцарии), а также в США и Канаде.
Степан Зограбян говорит, что Ростовский музыкальный его любимый. В честь юбилейных торжеств в театре шли спектакли, им оформленные: балет "Драма на охоте", рок-опера "Юнона и Авось", опера "Паяцы", мюзикл "Брак по-итальянски".
В день открытия выставки показали "Юнону и Авось", поставленную еще в 1987 году.
- Время идет, приходят современные технологии. И если раньше у нас за иллюминатором вручную колыхали огромное полотно, изображая бушующие волны, то сейчас этот эффект создается благодаря видеопроекции, - объясняет художник.
"Золотую маску" Степан Зограбян получил за спектакль "Кармен", поставленный в Вологодском молодежном театре.
Вот что рассказал о совместной работе с Зограбяном художественный руководитель театра Борис Гранатов:
- Он не просто сценограф, он художник-постановщик, мы вместе сочиняем спектакли. Обычно мы начинаем с того, что разговариваем. Долго и много. Проигрываем, пробалтываем весь спектакль, он делает какие-то почеркушки, а потом привозит готовый макет, который впоследствии почти не изменяется. Но иногда не бывает даже этих первоначальных разговоров, некогда. Просто прочитана пьеса, и Степан привозит готовое оформление. Я принимаю его сразу таким, каким видел в своем воображении. Был, правда, случай с нашим любимым спектаклем "Прошлым летом в Чулимске". Он привез готовый макет. Мне не очень понравилось. Я говорю: "Ломать можно?" Он говорит: "Ломай". Я взял нож, вырезал оттуда что-то. Он молча принял. Потом во время репетиций в это пустое место поставили черное пианино, оно стало частью декорации. Или "Ревизор". Прочитав пьесу, он усмехнулся и сказал: "Ну просто цирк!" Я за это ухватился, но Степан сделал не буквальную цирковую арену, а вписал огромный обруч с канделябрами в квадратный павильон. Намек и все! Готово. Остальное - детали, свет (он очень любит работать со светом) и яркие гротескные костюмы.
Степана Арамовича часто спрашивают, как вышло, что он связал свою жизнь с театром, ведь по профессии он архитектор.
- Мои родителя не были связаны с театром, но я жил в Нахичевани, рядом с ТЮЗом. Как-то прочитал астрологический прогноз, по которому выходило, что я артист бродячей труппы. Думаю, это были знаки судьбы. Я любил рисовать, и когда пришло время поступать в институт, выбрал архитектурный факультет РИСИ. Моим однокурсником был будущий режиссер Геннадий Тростянецкий, и вместе мы ставили спектакли в театральной студии во Дворце культуры работников службы быта, в "дунькином клубе". А в спектакле "Гроза" я даже играл как актер. Потом мы познакомились с Юрием Ереминым, он в 70-е годы был главным режиссером Ростовского ТЮЗа и приходил на наши спектакли. Нашему сотрудничеству помог случай. Объявили конкурс на эскиз памятника-стелы на Театральной площади, и я решил поучаствовать. Пришел на место, провел измерения, а в это время из ТЮЗа в театр Горького шел Юрий Еремин. Увидел меня и предложил посидеть на скамейке, поговорить. Раньше на месте нынешней стелы был сквер. Сказал, что ему нравятся наши постановки в театральной студии, и спросил, есть ли у меня телефон. Телефона не было. "Тогда давайте адрес". Я написал, и через какое-то время пришла девушка и пригласила меня на встречу с Ереминым в ТЮЗ, - рассказывает Степан Арамович.