В частности, речь шла о знаковых поправках, внесенных в техрегламент "Безопасность зданий и сооружений" в декабре 2023 года. Они расширяют доказательную базу, обосновывающую правильность проектных решений, за счет иностранных стандартов (дружественных стран), адаптированных под наши реалии, и стандартов организаций (СТО). Кроме того, с 1 сентября 2024 года начал действовать единый отраслевой реестр требований. На сегодня в нем 834 документа, 223 ГОСТа, 30 постановлений правительства РФ, семь техрегламентов, и пополнение продолжается. Пока это, по сути, библиотека проектировщика, полноценно ресурс заработает с 1 марта 2026 года.
Если раньше можно было ссылаться только на ГОСТы и своды правил (СП), то сейчас альтернативных способов обосновать безопасность объекта стало намного больше. Причем при отсутствии сертифицированной методики расчетов и испытаний ее можно разработать самим, отмечает Владимир Калинкин, директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ. Главный инженер проекта (ГИП) самостоятельно организует процесс или привлекает научную организацию, вуз, чтобы смоделировать ситуации, продумать риски и принять правильное решение.
- Профсообщество давно просило расширить полномочия ГИПа - мы прислушались. Ответственность за итоговый продукт, который войдет в проектную документацию, несет именно он. СТО проходят экспертизу в техкомитете и регистрируются в фонде Росстандарта, лишь после этого становятся полноценной доказательной базой, - объясняет чиновник. - Международный стандарт эти функции приобретает после перевода, оценки и регистрации, причем он не должен противоречить нашему техрегламенту.
По прогнозам, СТО не станут массовым явлением, скорее всего, их будут разрабатывать крупные застройщики. А к адаптации иностранных стандартов отрасль пока не тяготеет.
- Изменение системы техрегулирования в любой стране - глобальная, сложная задача, - подчеркивает замминистра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко. - Мы считаем: это положительно скажется как минимум на сроках проектирования, а также повысит роль главного инженера проекта в принятии решений.
Также много внимания на форуме уделили комплексному развитию территорий (КРТ). Инструмент активно внедряется, потому что это, по сути, единственный способ развивать города, где почти не осталось свободных неразграниченных земель. Вместе с тем наработанная за два года практика позволила сделать выводы, что при определении начальной цены лота на аукционе используется недостаточно взвешенный подход. Есть прецеденты, когда стоимость участка подскакивает в 200-300 раз.
К примеру, в Екатеринбурге хотели сделать входной порог для инвесторов легким, простым, поэтому использовали расчетный порядок, оттолкнувшись от площади застройки, количества расселяемых квадратных метров и т. д. Но столкнулись с тем, что, стартуя с 500 тысяч, заканчивали на 225 миллионах. Более того, был случай, когда участники торгов сделали девять тысяч шагов в течение четырех суток, признал Андрей Чернышов, замдиректора департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений. Сейчас горадминистрация совместно с минстроем Свердловской области рассматривают возможность изменения методики расчета.
Всего в Екатеринбурге принято 12 решений о КРТ, заключено семь договоров жилой и четыре нежилой застройки. Их градостроительный потенциал - 850 тысяч квадратов жилья и 1500 мест в детских садах: в каждом проекте либо заложено новое дошкольное учреждение, либо реконструкция существующих.
В Челябинске утверждено 17 решений о КРТ, заключено 14 договоров, большинство - по инициативе правообладателей. Отсюда специфические сложности: трудно найти всех собственников на территории нежилой застройки, откуда-то появляются зоны с особыми условиями использования, санитарные зоны предприятий, не внесенные в ЕГРН, рассказала главный архитектор города Ольга Никитина.
Отметим: в Госдуму уже внесен законопроект, направленный на совершенствование КРТ. Муниципалитеты могут принимать адресные планы строительства недостающих соцобъектов на период не менее 10 лет, при этом само возведение целесообразно вести через регионального оператора комплексного развития. Также предлагается сократить период или количество попыток выхода многоквартирных домов из проектов - существующая редакция не позволяет застройщикам прогнозировать риски.