Конечно, это далеко не первый раз, когда Марбург заявляет о себе. ВОЗ уже собирала в феврале прошлого года экстренное совещание из-за вспышки в Гвинее, тогда заболели 25 человек. Сейчас сообщается о минимум 27 подтвержденных случаях и девяти смертях.
"Это тяжелая геморрагическая лихорадка, вызываемая одноименным вирусом, которая имеет сходство с инфекцией, вызываемой вирусом Эбола, - пояснил "РГ" доцент кафедры инфекционных болезней у детей Пироговского университета Иван Коновалов. - У заболевших развивается геморрагический синдром, с желтухой и поражением внутренних органов, кровотечениями и очень высоким риском летального исхода". Инфекция зоонозная, часто заражаются жители деревень и работники фруктовых плантаций, куда наведываются фруктовые летучие мыши. Именно они являются природным резервуаром вируса. А вакцины от Марбурга пока нет.
"Человек может заразиться, контактируя с животными, либо с их экскрементами (такие случаи как раз наблюдали у людей, которые собирали гуано, то есть помет летучих мышей, а также употребляли в пищу плохо промытые фрукты)", - уточнил врач-инфекционист, главный врач "Инвитро-Сибирь" Андрей Поздняков. - Вирус высоколетален и мало изучен. Чаще всего люди и умирают именно от инфекционного токсического шока и кровотечений".
Беда в том, что подхватить вирус можно не только из природной среды, но и после контакта с инфицированным человеком. Неслучайно сейчас более 70% заболевших - это медики двух клиник в столице Руанды Кигали. "Скорее всего, к ним попали пациенты с лихорадкой Марбург, с которыми, видимо, работали без средств индивидуальной защиты. Это и стало причиной заболевания медработников", - предположил Андрей Поздняков. Риск распространения инфекции увеличивает длинный инкубационный период - до трех недель. За это время люди, имевшие контакт с вирусом, могли улететь куда угодно. Сообщается по меньшей мере об одном таком случае - мужчину отследили и взяли под наблюдение в Бельгии.
"Вспышка является четвертой по величине из всех зарегистрированных. ВОЗ оценила эпидемические риски как "очень высокие на национальном уровне, высокие на региональном уровне и низкие на глобальном уровне".
Российские инфекционисты также полагают, что нельзя исключить возможности единичных завозных случаев в Россию, но эпидемии не будет: вся система санитарного контроля в нашей стране построена так, чтобы потенциальных носителей быстро найти и изолировать.
"Лихорадка Марбург имеет характер эндемического распространения, то есть она характерна в основном для некоторых регионов Африки. Теоретически завозной случай возможен, поэтому нужен контроль", - подчеркивает Коновалов.
Собственно, Роспотребнадзор напомнил, что в международных аэропортах проводится непрерывный мониторинг за прибывающими пассажирами (в том числе, конечно, и из неблагополучных стран) для исключения возможных эпидемических рисков. Специалисты имеют для этого все необходимое, включая диагностические тест-системы прицельно на вирус Марбург, которые разработаны российскими учеными.