До конца года осталось три месяца. Не так много, чтобы достичь цели - рост цен на топливо не выше инфляции, а разрыв пока только увеличивается. Правда, основной вклад в это вносят премиальные марки бензина АИ-98 и выше. С начала года их стоимость поднялась на 14,6%, в два раза обогнав инфляцию.
Темпы подорожания других марок значительно скромнее, цена АИ-92 выросла на 6,4%, АИ-95 - на 7,1%. Это также выше инфляции, но в среднем они опережают ее всего на 1%. Настораживает лишь то, что пусть слабый, но рост цен на АЗС на простые марки бензина продолжается, хотя период высокого спроса уже закончился, и в прошлом году в конце сентября их стоимость на заправках уже снижалась.
Чтобы уложиться в уровень инфляции, ценам на бензин в этом году лучше не просто остановиться, а начать снижаться, как в прошлом году. Темпы роста потребительских цен (инфляция) в августе составили 0,2%, в сентябре - 0,43%. Даже если они увеличатся к концу года, чего не хотелось бы, догнать дорожающий бензин будет проблематично.
Как отмечает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, самое главное, что в этом году топливного кризиса нет. Да, бензин дорожает на АЗС, как, собственно, дорожает любой продукт. Были моменты, к примеру в 2020 и 2021 году, когда бензин дорожал за год ниже инфляции. В долгосрочном периоде все это укладывается в рост цен в ее пределах. Топливные цены более гибкие, чем, к примеру, тарифы естественных монополий. Эти просто поднимаются на определенную величину, а здесь возможны колебания. По итогам года, уверен эксперт, бензин уложится в уровень инфляции. Да и сейчас никакого страшного роста цен на топливо нет.
Гусев уточняет, что учитывать марки бензинов АИ-98 и выше в общей статистике не совсем верно. Это премиальные бензины, их покупают люди с доходами явно выше средних по стране, и соответственно, цена на эти марки не должна субсидироваться. Розничную стоимость этих марок не нужно таргетировать по уровню инфляции и более того, их оптовую торговлю нужно стопроцентно выводить на биржу, цена должна формироваться там.
Основной причиной продолжения роста цен на бензин в рознице Гусев считает долгий период минусовой рентабельности для АЗС реализации высокооктановых бензинов (АИ-95 и выше) из-за высоких оптовых цен этим летом. Эксперт подчеркивает, что подорожание бензина чуть выше инфляции никоим образом не означает увеличение доходности реализации топлива на АЗС, это всего лишь компенсация убытков.
По мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, ключевую роль в этом году сыграло сокращение производства бензина из-за вынужденных простоев на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Производство кокса и нефтепродуктов по итогам восьми месяцев 2024 года снизилось на 2,7%. При этом в период с конца февраля до середины мая 2024 года выпуск бензина сократился на 18% (до 106 тыс. тонн в сутки), а дизеля - на 11% (до 223 тыс. тонн в сутки, по данным Росстата).
На рост издержек указывает и то, что баланс прибылей и убытков российских НПЗ, по итогам семи месяцев 2024 года, снизился в годовом выражении на 29,4% (до 1563 млрд руб., согласно данным Росстата). Рост издержек приводит к увеличению цен в опте, что ведет к удорожанию топлива в рознице.
Сейчас в оптовом сегменте и торгах бензином на бирже котировки далеки от максимумов, но и низкими их не назовешь. С начала года они выросли на 50%, правда рост шел с низкой базы. Говорить о каком-то их взлете в долгосрочном периоде не приходится. Они колеблются, причем иногда сильно уходя вниз, как в 2022 году, а потом выстреливая вверх. К примеру, относительно сентября 2021 года, то есть до периода великих потрясений, биржевые цены к сегодняшнему дню выросли всего на 7-8%.
В дальнейшем многое будет зависеть от общей динамики инфляции, на которую влияют дефицит рабочей силы и мягкая бюджетная политика, которую невозможно сбалансировать за счет повышения ставки ЦБ, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин.
По его мнению, остановить или снизить цены в опте и в рознице можно за счет роста предложения бензина на внутреннем рынке. Здесь важную роль может сыграть задействование мощностей двух белорусских НПЗ - Мозырского и Новополоцкого. До 2020 года они были ориентированы на поставку бензина на европейский рынок, который теперь для Беларуси закрыт.
Гусев отмечает, что у правительства есть в запасе еще несколько неиспользованных рычагов для снижения цен на АЗС. В том числе это увеличение обязательных объемов продаж бензина на бирже и возможность изменения ставки акцизов на топливо.
Терешкин также указывает на возможности регулятора сдержать рост цен за счет заморозки акцизов. Но пока, наоборот, в следующем году запланирован их рост. Акциз на автомобильный бензин 5-го класса в 2025 году увеличится на 14% (до 17 088 руб. за тонну), а акциз на дизельное топливо - на 16% (до 12 120 руб. за тонну).