Это нужно для эксплуатации железных и автомобильных дорог вдоль Байкала, обеспечивающих стратегическую безопасность России на ее восточных маршрутах. В соответствии с Конституцией РФ должны быть удовлетворены и интересы местных жителей, в том числе участников СВО, многодетных семей, нуждающихся в жилищном строительстве и даже в возможности погребения, которое сегодня ограничено действующим законодательством. Кроме того, необходимо строить дороги, селезащитные и гидротехнические сооружения, создавать коммунальную инфраструктуру.
В августе 2023 года в Улан-Удэ состоялось выездное заседание Госдумы с участием руководителей всех фракций, по итогу которого было предложено принять соответствующие поправки на осенней сессии. Прошел год.
Как один из немногих авторов, знающих историю принятия закона "Об охране озера Байкал" от 1999 года, должен отметить, что его разработка была инициирована международными организациями в качестве необходимого условия для включения Байкала в список объектов Всемирного природного наследия. Эта идея была поддержана правительством России и местными властями в надежде на получение зарубежных грантов для решения экологических проблем. К сожалению, ожидания не оправдались. В конечном итоге эти гранты ушли на командировки "гостей" на Байкал и десятки конференций, а включение озера в список объектов, находящихся под угрозой, стало своего рода "дубинкой", которая якобы может влиять на международный авторитет России.
Всероссийское общество охраны природы направило письмо в адрес правительства РФ с предложением отклонить законопроект о внесении изменений в закон "Об охране озера Байкал". Однако анализ обращения свидетельствует, что вся конфликтная ситуация вокруг проведения рубок в центральной экологической зоне озера объясняется политизацией вопроса, недостатком информации и уровнем правовой подготовки отдельных законодателей и представителей научной общественности, их ангажированностью природоохранной тематикой.
К примеру, в письме утверждается, что в случае принятия законопроекта в центральной экологической зоне могут проводиться сплошные санитарные рубки. Но самого термина "сплошные рубки" в законодательстве нет, а санитарные производятся по отдельному правовому акту, не имеющему отношения к теме законопроекта.
Надуманная конфликтная ситуация между интересами местного населения и желанием "зеленой" общественности "защитить" Байкал от тех же жителей, туристов и бизнесменов, выполняющих поручение главы государства о развитии индустрии туризма, вполне разрешима. Для этого достаточно в закон "Об охране озера Байкал" внести следующую поправку: "В центральной экологической зоне допускаются только выборочные рубки в целях строительства объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения местного населения". При желании можно перечислить такие объекты: линейные сооружения, жилье, кладбища, порты, защитные и противопожарные полосы, очистные сооружения и прочее. События с селями в 2023 году, когда смыло участок БАМа и поставило под угрозу мосты на Транссибе, показывают, что в случае таких форс-мажоров ограничения на рубки вдоль стратегических магистралей только провоцируют возможные катастрофы и нарушают планы развития Восточного полигона.
Кроме того, следует отметить, что в законопроекте указаны конкретно все места и объемы выборочных рубок, которые в десятки раз меньше естественной убыли лесного фонда от пожаров и вредителей. К сожалению, этот факт упорно не замечают все противники законопроекта о несуществующих сплошных рубках.
Однако самое главное обстоятельство подобных природоохранных ограничений заключается в том, что запрет на строительство, рыбную ловлю, заготовку дров, побочное лесопользование стал причиной массового сокращения численности населения прибрежных районов, роста смертности и снижения рождаемости. За 25 лет после принятия закона "Об охране озера Байкал" в четырех районах Бурятии количество жителей уменьшилось на 25 процентов. Только в городе Северобайкальске на фоне оттока молодежи в три раза выросло число пенсионеров. Дерево вырастет, а уехавшее население уже не вернется.
Следует предположить, что те, кто озабочен ограничением хозяйственной деятельности людей, проживающих около Байкала, не знакомы с Конституцией РФ, где во второй статье утверждается: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
К этому можно добавить статью девять: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".
Таким образом, можно утверждать, что любые незаконные природоохранные ограничения местных жителей на Байкале антиконституционны по своей сути.