Поезд на водородной тяге запустят на Сахалине через два года

Макет первого в отечественном транспортном машиностроении пассажирского поезда на водороде представили в Южно-Сахалинске на выставке, развернутой в рамках Дальневосточного энергетического форума "Нефть и газ Сахалина".
Татьяна Дмитракова/РГ

Изначально запуск водородного состава был намечен на 2024 год, об этом сроке договаривались в 2019-м участники проекта - РЖД, Росатом, компания "Трансмашхолдинг" (ТМХ) и правительство Сахалинской области. В сентябре 2021-го на Восточном экономическом форуме участники соглашения подписали протокол об организации на Сахалине движения водородных поездов.

По ряду причин, в том числе внешних, сроки скорректированы: тестирование новой технологии и изготовление опытных образцов теперь намечено на 2025 год, проведение испытаний и запуск первых составов для опытной эксплуатации - на 2026-й.

- Водородное топливо - самое оптимальное для пассажирского транспорта. Оно экологичное, поскольку выхлоп представляет собой водяной пар, возобновляемое, так как это самый распространенный элемент на планете, и по мощности может конкурировать с существующими видами энергии, - указал руководитель проекта АО "ТМХ" Александр Сляднев. - Правда, сейчас общей проблемой развития этой технологии является высокая стоимость как производства водорода, так и его хранения и транспортировки.

Эксперт уверен, что на начальном этапе целесообразно создание пилотного полигона с небольшим заправочным комплексом, достаточно скромной транспортной инфраструктурой, где будет эксплуатироваться считанное количество поездов. А по итогам апробации технологии могут быть приняты решения о масштабировании проекта на регионы Российской Федерации с неэлектрифицированными железнодорожными линиями.

Идеальным кандидатом стала Сахалинская область, где формируется Восточный водородный кластер и летом этого года уже запущен первый в России водородный полигон, на котором отрабатываются технологии производства, хранения и транспортировки этого источника энергии. Совместно с Росатомом власти региона ведут подготовку к строительству завода по производству водорода.

Поезд на водородных топливных элементах проектируется в двух вариантах: двухвагонное исполнение (два головных вагона и бустерная секция) и трехвагонное (плюс промежуточный вагон).

- Запас хода двухвагонного поезда - 725 километров на водороде и 80 на батарейках-накопителях энергии, трехвагонного - 435 и 40 соответственно, - пояснил Александр Сляднев. - Все силовое оборудование, водородные топливные элементы, система хранения, накопители энергии расположены в энерговагоне-бустере. Максимальная вместимость поезда от 551 до 875 человек в зависимости от состава. В нем все предусмотрено для комфорта пассажиров, в том числе маломобильных: широкие входные двери (1400 миллиметров), эргономичный салон, расширенные пассажирские сервисы. Вагоны имеют бестамбурную конструкцию. Впервые в отечественном транспортном машиностроении создается поезд с пониженным уровнем пола во входной зоне, что обеспечивает удобную и безопасную посадку с низких и средних платформ.

Как пояснили в ТМХ, производство водородного поезда в значительной степени локализовано: в его себестоимости 80 процентов приходится на российские технологии и комплектующие.

- РЖД реализуют два пилотных проекта по применению водородных технологий на железнодорожном транспорте. Наряду с "сахалинским" поездом создается маневровый водородный локомотив, - рассказала начальник научного центра стандартизации и методологии технического регулирования Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ВНИКТИ) Елена Белова. - Совместно с проектированием данного подвижного состава начата работа по стандартизации. В первоочередном порядке будут разработаны четыре документа: один на инфраструктуру и три на подвижной состав.

Предполагается, что поезда на водороде станут обслуживать маршруты от областного центра Южно-Сахалинска до ближайших крупных населенных пунктов - Корсакова, Поронайска, Холмска, Невельска. Одному составу потребуется 223 тонны топлива в год при нулевом выбросе в атмосферу, его "отходы" - дистиллированная вода. Для сравнения: современный дизельный поезд потребляет около 900 тонн горючего и выбрасывает 67 тонн парниковых газов.

Между тем Сахалинская область развивает и другие направления водородного транспорта.

- На водороде уже летают беспилотники. Есть опытные модели автомобилей на водородных топливных элементах - "Урал" и "ГАЗель", - сообщил губернатор островного регионе Валерий Лимаренко.