Уральцы со стажем наверняка помнят старые рекомендации врачей и диетологов: нужно обязательно съедать 20-30 граммов масла в день. В числе заслуг "настоящего коровьего" - высокое содержание витаминов А, В, Е, Д, что важно для профилактики простудных заболеваний, рахита. "Ешьте масло, чтобы быстро расти. Чтобы ножки были прямые и глазки не выпучило", - уговаривала нянечка капризных малышей в советском детсаду.
А сегодня глаза покупателей "пучит" при одном взгляде на ценник. Казалось бы, еще недавно 180-граммовый брикет масла стоил менее 160 рублей. И вдруг стремительно преодолел ценовой рубеж в две сотни. Дольше других крупных производителей держался молзавод в Ирбите, но в итоге сдался и он. Сегодня пачку сливочного дешевле 200 рублей сложно найти даже по акции. Те компании, что демпингуют, обычно либо выпускают продукцию, содержащую растительные заменители, либо манипулируют с весом. Например, сливочное масло молзавода из соседнего Пермского края стоит в сетевом магазине без копейки 180 рублей, но весит эта пачка лишь 160 граммов.
По мнению экспертов, причин скачка цен на молочные продукты несколько, и они долгое время накапливались.
- Это и рост спроса, и сокращение сельского населения, в том числе фермеров, снижение поголовья молочного скота, увеличение экспорта. На отечественном рынке больших денег не заработаешь, поэтому часть продукции многие молзаводы отправляют за рубеж, в итоге сокращаются объемы поставок в российские торговые сети, сужается ассортимент, - рассказала корреспонденту "РГ" руководитель Центра развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Института экономики УрО РАН Валентина Неганова.
Один из главных факторов, влияющих на цену "молочки", - выработка ресурса импортной сельхозтехники. Она выходит из строя, на замену нужны деньги. Вносит свой вклад и инфляция: дорожают корма, ветпрепараты, семена, необходимо повышать зарплаты персоналу. Производитель лишается предсказуемости, стабильности, что неизбежно сказывается и на ценах.
Что же происходит в результате? Потребитель в конце концов либо уменьшает объемы закупок, либо вообще перестает покупать привычный ранее товар.
- Зачастую покупатель начинает искать замену дорогому продукту. Вспоминают, что, например, салат можно заправить не сметаной, а растительным маслом или майонезом. Правда, не всегда возможна такая замена. В ситуации с молоком, например, сложнее, и здесь необходимо вмешательство ФАС. Говорят, она уже направила соответствующий запрос ретейлерам, - говорит Неганова.
Молзаводы, в свою очередь, сетуют на нехватку молока, объясняя ее сезонным спадом. Такой довод привели "РГ" на известном в регионе молочном заводе.
- В осенний период количество сырья всегда снижается по естественным причинам. Сейчас на рынке мало молока, отсюда и рост цен. Особенно в дефиците молочные жиры, поэтому молоко высокой жирности и масло так сильно прибавили в стоимости. Кроме того, дорожает и логистика. В весенне-летний сезон обычно ожидается откат цен, однако произойдет ли он в следующем году, пока сказать сложно, - сообщили в пресс-службе предприятия.
Эксперты, впрочем, напоминают, что всплески стоимости тех или иных продуктов происходят периодически. Трудно сказать, как долго будут увеличиваться цифры на ценнике, но общая закономерность все же существует. По словам Валентины Негановой, рост по инерции продолжается обычно месяца три. Свежий пример - подорожание яиц минувшим летом. Сегодня цены на этот важный продукт постепенно стабилизируются, некоторые марки яиц стоят меньше ста рублей за десяток - как и прежде.
Между тем
По данным Свердловскстата, цены на питьевое цельное пастеризованное молоко 2,5-3,2-процентной жирности в Свердловской области выросли с 69,44 рубля за литр в январе 2024 года до 74,86 в августе.