По мнению еврочиновников, автоиндустрия КНР получает скрытое субсидирование со стороны китайских властей, что необходимо нивелировать повышенными пошлинами в целях "честной конкуренции". На самом деле мотив Брюсселя, только на словах выступающего за либеральную глобальную торговлю, сугубо протекционистский и конъюнктурный. И заключается в том, чтобы оградить свой рынок от "вторжения извне" или принудить китайские компании стимулировать буксующую европейскую экономику путем инвестирования в строительство автозаводов на территории стран-членов Евросоюза, как, например, это ранее сделала американская компания Tesla.
Впрочем, далеко не все в "единой Европе" придерживаются мнения о необходимости резко задирать тарифы на импорт электрических автомобилей "Made in China".
Так, Германия - один из крупнейших автопроизводителей в мире - уже заявила, что в пятницу проголосует против введения пошлин на импорт китайских электромобилей. В ФРГ, где в связи с резким ростом цен на энергоносители фиксируется спад промышленного производства и планируется закрытие автозаводов рассматривают емкий авторынок Китая в качестве "палочки-выручалочки".
Ответные меры Пекина на возможное повышение ЕС таможенных пошлин на китайские электрокары крайне болезненно ударят по интересам самих европейских автобрендов, имеющих совместные производства в Китае. Прежде всего, речь идет о немецких концернах Volkswagen и BMW, которые только в 2022 году продали 4,6 миллиона машин в Поднебесной.
При этом Франция, которая не столь масштабно присутствует на авторынке КНР, напротив, выступает за введение пошлин на китайские электрокары в ЕС. Такая позиция Парижа уже привела к жесткому ответу Пекина, ранее начавшего антидемпинговое расследование в отношении целого ряда импортируемых в КНР из французских товаров, включая элитный алкоголь.
Ввиду того, что 99 процентов бренди и других премиальных спиртных напитков закупается китайскими компаниями во Франции на сумму почти в 2 миллиарда евро, реакция не заставила себя ждать. Ведущие европейские производители коньяка и бренди, прежде всего французские Martell, Remy Martin и Societe Jas Hennessy & Co, опасавшиеся потери необъятного и крайне прибыльного для них китайского рынка, немедленно начали лоббировать евробюрократов в пользу отказа от эскалации торговых отношений с КНР.
По данным информагентства Reuters, наряду с Францией, Италия, Польша и Греция также проголосуют за поднятие пошлин. Испания, Чехия и Швеция заняли осторожную позицию и выступают за "продолжение переговоров с Китаем". Венгрия, Словакия, Республика Кипр и Мальта, как и Германия, выступают против повышения тарифов. Всего же для окончательного утверждения решения о повышении тарифов в отношении китайских электрокаров Еврокомиссии необходимо избежать сценария, при котором квалифицированное большинство из 15 стран-членов Евросоюза, где проживают 65% населения ЕС, выступят против него. На данный момент страны, представляющие 39% процентов населения Евросоюза, поддерживают введение пошлин, что практически гарантирует именно такой исход голосования 4 октября.
Аналитики указывают - очевидные протекционистские устремления Брюсселя по повышению ввозных пошлин вызваны опасениями передела европейского автомобильного рынка в пользу китайских автобрендов, а также явным перекосом торгового баланса ЕС-КНР по части экспорта-импорта автомобилей. В частности, по данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA) в 2023 году из Китая в ЕС было поставлено почти 440 тысяч электрокаров на 10 миллиардов евро, тогда как в обратном направлении отправились лишь 11 тысяч произведенных в Европе машин на электрической тяге менее, чем на 850 миллионов евро.
Одновременно доля произведенных в Поднебесной электроавтомобилей за последние три года взлетела с 3 до 20 процентов на рынке ЕС. Справедливости ради надо отметить, что, несмотря на эти внушительные цифры, Европа все еще занимает очень скромную долю в продажах китайских производителей электрокаров. Согласно Bloomberg, на европейский рынок приходится от 1 до 3 процентов продаж для таких китайских автобрендов как Geely и BYD. Их главное направление продаж - внутренний рынок КНР с учетом того, что ранее США и Канада ввели 100%-ную таможенную пошлину на китайские электроавтомобили.
В Пекине категорически отрицают претензии в незаконном субсидировании производства электроавтомобилей и ранее инициировали разбирательство против ЕС во Всемирной торговой организации. А ещё начали антидемпинговое расследование в отношении импортируемых из Европы продуктов питания, включая свинину. В Китае логично предполагают, что в случае введения Евросоюзом пошлин на китайские электрокары в дальнейшем протекционистские меры Евросоюз применит и к другим категориям товаров из Китая. Тем более, что европейские СМИ открыто обсуждают планы Еврокомиссии в дальнейшем взяться за произведенные в КНР высокотехнологичные солнечные батареи и ветряные турбины.