Готов ли Новосибирск к туристическому буму

Новосибирская область, по данным платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, остро нуждается в персонале в сфере гостеприимства. Количество открытых туристических вакансий в январе-сентябре 2024-го увеличилось на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (их более 12 тысяч), а по потребности в гостиничных работниках Новосибирск вошел в топ-10 российских регионов. О туристическом настоящем и будущем Новосибирска "РГ" поговорила с Еленой Воротниковой, специалистом по развитию туристских территорий и основателем школы гидов.
Кирилл Кухмарь/ТАСС

Елена, 30-процентный рост числа вакансий говорит о том, что отрасль бурно развивается. Это действительно так?

Елена Воротникова: Да, конечно. Растет доверие и интерес со стороны инвесторов, они открывают новые места размещения, кафе, обслуживающую инфраструктуру, это очень заметно, в том числе по отзывам туристов. Среди них не только приезжие, но и новосибирцы, среди которых развивается тренд на отдых именно внутри области, потому что есть и предложения, и инфраструктура.

Например, в Маслянинском районе, раскрытием туристического потенциала которого я занималась три года, сейчас идет интенсивное непрерывное строительство новых мест размещения. Шестнадцать строек - это новые гостевые дома, переоборудование уже существующих гостевых домов, плюс крупные проекты - санаторно-курортный комплекс "Парус парк", экоотель "Мастау", которые станут мощными точками притяжения. Кроме того, развивается сама территория, что очень важно: это и дороги, и школы, и детские сады, и парки. Важно, чтобы в населенном пункте было приятно находиться: люди хотят ехать не в полуразрушенную глубинку, где отдельно стоит база отдыха, пусть и роскошная, а в современное комфортное пространство.

Появляются самые разные туристические программы - и детские, и выходного дня, и многодневные. Реализуется тренд на разные виды удовольствий: вам организуют и гастрономию, и "событийку", и сплав, и комфортный поход, и отдых в хорошей гостинице. И если в Маслянинском районе три года назад работала единственная турфирма, то сейчас 11 турфирм и очень много частных гидов. Спрос рождает отклик, и население стремится работать в туризме - видит востребованность.

Очень много вакансий именно в сфере питания: требуются и официанты, и бариста, и уборщики…

Елена Воротникова: Отдых - это весело и вкусно, гастротуризм стал фишкой для продвижения территорий, и без него обойтись невозможно. Да, есть проблема с нехваткой рабочих рук, это чувствуется даже в Новосибирске, который сейчас многие стали называть "городом-баром" и "городом-рестораном", так много здесь открывается заведений. В сельской местности работников тоже не хватает. Если взять пример опять-таки Маслянинского района - его стремятся развивать как территорию для жизни, чтобы туда приезжали молодые люди, семьи, и для них открыто множество вакансий, в том числе в туризме. И это системный подход к развитию территории, который разработал и которым руководит Вячеслав Ярманов, председатель местного совета депутатов. Силами местного населения справиться не всегда возможно, необходим новый приток кадров, и территории вынуждены конкурировать за специалистов. Я сама практически жила в Маслянинском районе три года, и наблюдала, как туда переезжают жить из Новосибирска и даже из Петербурга, потому что есть работа и есть комфортные условия, это главное.

Ресторанная культура требует постоянного обучения персонала. Здесь Новосибирску есть куда расти. Есть и проблемы с психологией сотрудников - в бармены и официанты идет молодое поколение, у них другие взгляды на жизнь, чем у тех, кто работал в этой сфере 10 лет назад. Для них работа не стоит на первом месте, у них другие приоритеты.

А кроме приезжающих в регион специалистов, кто мог бы закрыть дефицитные вакансии? Пенсионеры, например, могут найти себя в туризме?

Елена Воротникова: Среди гидов серебряного возраста очень много звездных. Они хотят и умеют общаться, они интересные, интеллигентные, с юмором. К таким людям тянутся. Они любят свою родину и хотят этим делиться. Среди них много учителей, историков. Владимир Генрихович Окель в Маслянинском районе - это же просто бренд. Именно к нему едут, потому что он и пошутит, и расскажет, и в пещеру какую-нибудь спустит, и угостит. Теплое общение с интересным человеком - именно то, что нужно. Едут к таким людям, а не к "предоставляторам" информации.

Владимир Окель стал настоящим брендом маслянинского туризма Фото: Предоставлено Еленой Воротниковой

Как меняется обучение гидов?

Елена Воротникова: Важный момент сейчас - нужно показывать Новосибирск как современное пространство, которое развивается. Какие строятся технопарки, что происходит в промышленности, в производстве, в науке. Чтобы сами гиды разбирались в этом и с гордостью и любовью рассказывали понятным интересным языком.

Новосибирск как туристическое пространство сегодня позиционируется гораздо грамотнее и гораздо более комплексно, чем еще пять лет назад. У нас появился прекрасный городской туристско-информационный центр, у них замечательный сайт. Постоянно появляются новые гиды, очень талантливые, которые разрабатывают авторские экскурсии, продвигают их, формируется сообщество гидов. Мы отошли от того, чтобы привлекать туристов с помощью точечных достопримечательностей - никто не поедет в Новосибирск, чтобы смотреть памятник лабораторной мыши. Мы наблюдаем всплеск интереса к местной истории, в том числе со стороны местных жителей. И туристы из других регионов уже не воспринимают Новосибирск как транзитный пункт, а едут целенаправленно посмотреть на город, что тут строится нового. И СКИФ, и биотехнопарк в Кольцово гремит, и технопарк в Академгородке, и промышленно-логистические парки, и сама по себе специфика Новосибирска как молодого энергичного города экспериментов, науки, культуры, интересных людей. Нам удалось создать такой имидж, и это шло от людей, от частных гидов, которые видели Новосибирск таким и рассказывали о нем.

Гид должен уметь и любить общаться - ведь современные туристы хотят именно этого. Фото: Предоставлено Еленой Воротниковой

Гид это не просто историк. Он должен быть коммуникабельным, должен уметь дарить впечатления, а не только знания. Обладать эмпатией - потому что современный турист хочет общаться, а не слушать театр одного актера или лекцию. Должен постоянно развиваться, профессионально общаться.

Что нужно сделать, чтобы Новосибирск стал еще более привлекательным?

Елена Воротникова: Его нужно превратить в пространство, приятное для глаза. И это можно сделать. У нас есть старинные улочки, где можно сделать пешеходную зону. Я не думаю, что пешеходной зоной у нас должна быть треть перекрытой улицы Ленина. Пешеходное пространство - это тихий центр, и его даже не нужно сильно перекрывать, но нужно красиво оформить, локализировать прогулочные зоны, в том числе с помощью озеленения, грамотной реставрации, малых форм. Новосибирск нужно показывать в выгодном свете не только с помощью таланта гидов, которые способны влюбить туристов в любые руины. Нужен проект, как оформить Новосибирск в красивое благородное пространство. И к этому проекту должны подключиться и власть, и бизнес. Я категорически несогласна с теми, кто говорит, что у Новосибирска нет облика, что он весь разодранный и эклектичный, нет. При грамотном подходе, при дизайн-коде определенном его можно оформить как калейдоскоп, как мозаику, где вы попадаете из эпохи в эпоху, из Ново-Николаевска в столичный конструктивизм, а затем в прекрасные современные пространства. Можно разрабатывать такие брендовые маршруты, показывая Новосибирск во всей красе. И этому тоже надо учить гидов - как правильно показывать Новосибирск. Нужно видеть маршрут как красивый клип - и так его и выстраивать.

Елена Воротникова: Новосибирской области есть что показать туристам, от старинных подвесных мостов до суперсовременных научных установок. Фото: Предоставлено Еленой Воротниковой