Умный рой в бесшовном небе

Российские дроны научились выполнять миссии автономно в составе роя
Экономика России может выручить свыше 150 миллиардов рублей к 2030 году за счет применения технологии автономного роя дронов. Научить БПЛА самостоятельному полету без участия оператора - давняя мечта разработчиков. Не закреплять за каждым беспилотником отдельного человека, а дать дронам команду и наблюдать за выполнением задачи. Мы привыкли видеть подобное лишь в фантастических фильмах. Сегодня над такими проектами всерьез работают в США, Израиле и Китае. Разработки ведут и в России. Компания "Автономная робототехника" внесла в реестр отечественного ПО программное обеспечение такого назначения.
Умный рой дронов не пропустит ни одного зараженного растения.
Умный рой дронов не пропустит ни одного зараженного растения. / Олег Ковылин

Команда разработчиков ведет проект с 2019 года. Его цель - создание и развитие программного обеспечения (ПО), установка которого на любые дроны позволила бы сразу из нескольких БПЛА получить "умный рой". И в дальнейшем, уже без "рук" операторов, совершать автономные облеты на больших территориях, принимать самостоятельные решения по траекторному управлению и использовать на борту искусственный интеллект (ИИ) для выполнения миссий.

Первоначально авторы проекта создавали его в интересах поисково-спасательных задач, для охвата большой территории за малое время. С развитием проекта у него появились новые рынки, учитывающие потребность отраслей во внедрении БПЛА. Например, Минсельхозу России не хватает, по меньшей мере, 30 тысяч беспилотников для выявления больных растений на сотнях тысяч гектаров насаждений и высокоточного применения гербицидов. Это значительно повысит рентабельность всей отрасли и спасет урожаи, постоянно страдающие от заболеваний и вредителей. До последнего времени требовалось и 30 тысяч операторов дронов, найти которых сегодня представляется невозможным. Новое ПО решит эту задачу, обеспечив масштабирование за счет распределения полезной нагрузки среди дронов, объединенных в рой, под управлением всего одного человека.

Олег Ковылин, генеральный директор компании-разработчика ООО "Автономная робототехника". Фото: Из личного архива

Как утверждают разработчики проекта "Автономная робототехника: Рой БПЛА", отраслевым руководителям теперь не потребуется искать на рынке баснословное количество операторов беспилотников, а задачи мониторинга на больших территориях будут решаться кратно быстрее. Главное условие - наличие на борту дрона бортового компьютера для установки ПО.

"В процессе разработки, опираясь на собственный опыт и оглядываясь на опыт западных коллег, наша команда выработала ряд принципов и требований к продукту, которые отвечают уже наступающим реалиям будущего. Первое, сложные системы автоматизируются и становятся автономными. Это определяется экономическим аспектом. Во-вторых, стремительно внедряются нейросетевые технологии, заменяющие когнитивные функции человека. В нашем случае это компьютерное зрение, используемое на борту дрона для оценки обследуемых объектов, облета препятствий, тех же стволов деревьев в лесу, и оцифровки окружающего пространства. Рынок БПЛА в мире предвещает колоссальный рост усложнения технологий и применительных практик использования. В таком векторе развития роль человека - оператора БПЛА - будет значительно сокращаться. И это одна из областей, в которых ИИ вытеснит людей. Но за роевыми автономными технологиями с применением ИИ мы видим будущее как отрасли, так и нашей команды", - рассказал генеральный директор компании-разработчика ООО "Автономная робототехника" Олег Ковылин.

Как пояснил технический директор компании-разработчика Василий Журин, миссия для дронов задается на компьютере, называемом "станция контроля миссий". Дрон, на который устанавливается ПО, называется "интеллектуальным агентом". Руководителем миссии на компьютере ставится задача и очерчивается район вылета. Далее дроны сами автономно выдвигаются в заданный район и выполняют задачу. Число дронов не ограничено, рой масштабируем. Применение мультиагентных алгоритмов ИИ позволяет каждому элементу в рое принимать самостоятельное решение в отношении своих действий, таких как траекторное управление, облет препятствий, обнаружение объектов, но, конечно, в заданных рамках миссии.

В то же время специалисты и общественность с тревогой обсуждают возможность появления "самостоятельного искусственного суперинтеллекта", который, среди прочего, сможет и управлять различными устройствами. Например, в этом году Интернет всколыхнул целый ряд выступлений и открытых писем ученых и сотрудников американской компании OpenAi, подарившей миру всем известный ChatGPT. Российские эксперты более спокойно смотрят на развитие этой технологии.

"Успокою вас, полностью самостоятельным ИИ быть пока не может. Умный автономный рой дронов - яркий тому пример, ведь задачу им ставит оператор. Нейросети это лишь класс алгоритмов, которые все равно подчинены человеку. Мы занимаемся ИИ уже 18 лет и хорошо понимаем, что страх перед самостоятельным супер-ИИ - это, прежде всего, технология привлечения внимания инвесторов", - прокомментировал новость генеральный директор российского вендора решений на базе ИИ 3iTech Алексей Любимов.

Аналитики высокотехнологичного рынка также смотрят на российскую разработку оптимистично.

"Рынок ждет решений в области применения умных беспилотников. Человечество на 80% зависит от растений, если говорить о ресурсе будущего - продуктах питания. От болезней и вредителей гибнет до 40% урожая, по данным ООН. Технология умного роя может изменить ситуацию в лучшую сторону и положить начало созданию проекта "бесшовного неба", в котором все дроны в воздухе подчинены единому центру полетов. В конечном итоге, к 2030 году, за счет применения автономных дронов, компаниям-эксплуатантам удастся сократить расходы на привлечение операторов, а совокупный рыночный эффект может превысить 150 миллиардов рублей", - сказал генеральный директор аналитического агентства TMT Консалтинг Константин Анкилов.

Кстати

Согласно стратегии развития беспилотной авиации на период до 2030 года, планируется использование более 180 000 беспилотных авиационных систем, а количество задействованных специалистов может составить более 1,1 млн человек.