Столичная система поддержки позволяет учителям оставаться на высоте

В столице уровень профессионального мастерства учителям помогает поддерживать Корпоративный университет московского образования. В День учителя "РГ" побеседовала с директором Корпоративного университета московского образования Ольгой Айгуновой.
Пресс-служба департамента образования Москвы

Корпоративный университет создает условия для того, чтобы столичные учителя обладали востребованными компетенциями. Какие направления работы сейчас развиваются?

Ольга Айгунова: Основная задача нашего университета повысить квалификацию и обеспечить переподготовку сотрудников образовательных организаций Москвы - как педагогов, так управленцев. Это развитие практически всех ключевых профессиональных и личностных навыков, включая навыки командной работы, надпредметные и коммуникативные навыки, все направления обеспечения жизнедеятельности школы, нестандартные приемы решения ситуационных задач. Важным направлением нашей работы остается аттестация управленческих кадров на соответствие должности руководителя образовательной организации и педагогических работников на первую и высшую категории.

Столичная модель аттестации педагогов представляет собой простую, объективную форму оценки результатов профессиональной деятельности. Подготовка к аттестации и сама процедура не требует временных затрат для сбора документов, а значит не отвлекает учителя от его основной работы и не требует очного посещения государственной аттестационной комиссии. Ежегодно эту процедуру проходят более 15 тысяч московских педагогов. С сентября этого года произошли изменения в части первого этапа (тестирование): способности кандидата в области управления школой проверяются на практико-ориентированных заданиях теста, т.е. директора московских школ решают ситуации, с которыми ежедневно сталкиваются в своей работе.

Вторая часть (собеседование с Аттестационной комиссией) транслируется в прямом эфире. А это значит, что все желающие могут наблюдать за процессом: коллеги, родители, учащиеся. Поэтому очень важно, чтобы аттестуемый, отвечая на вопросы комиссии, грамотно формулировал мысли и грамотно описывал все, что происходит в образовательной организации в данный момент. А поделившись своими планами на будущее, он должен не забывать затем об их реализации. Конкурсы профессионального мастерства для педагогов и управленцев - еще одно из направлений нашей работы.Также университет сопровождает региональную экспертизу программ дополнительного профессионального образования.

В общем, у нас огромный пласт задач, направленных на ликвидацию дефицитов и заботливое сопровождение желающих повысить свои профессиональные компетенции.

Откуда берется понимание, чему и как учить и переучивать современных педагогов?.

Ольга Айгунова: Поскольку мы сопровождаем аттестацию, ведем профессиональные педагогические конкурсы, то уже в процессе становятся очевидными типичные дефициты педагогов. Помимо этого, мы ориентируемся на запрос участников образовательного процесса. Данные запросы формируются на основе результатов обучающихся и воспитанников в той или иной образовательной организации города. У нас есть программы, способные "адаптироваться" под конкретную ситуацию образовательной организации.

И, конечно, сама жизнь диктует перемены: экономика, политика, наука, культура, рынок труда. Меняется мир, меняются дети, родители, общество, сами условия обучения и воспитания… модернизируется система образования.

Современные педагоги, как правило, не замыкаются в школьном пространстве только своей школы, а развиваются личностно и профессионально благодаря участию в конкурсах профессионального мастерства, различных форумах, фестивалях, конференциях, мастер-классах, стажировках, тренингах и т.п. Также процесс профессионального развития происходит в ходе профессионального общения, который организуют профессиональные сообщества. Видя и понимая, как развиваются твои коллеги, что происходит инновационного в сфере образования и науки, педагог задает себе образовательные ориентиры и для саморазвития.

Как составляются и готовятся курсы и программы профессиональной подготовки и переподготовки?

Ольга Айгунова: Работа над программами ДПО начинается с анализа запросов города, запросов и выявленных дефицитов участников профессионального сообщества - работников системы московского образования.

По результатам анализа наши эксперты конкретизируют темы программ, определяют их цели. Разработанные программы после внутреннего аудита и утверждения руководителем направляются на общественную экспертизу. При положительном заключении экспертов программы размещаются на Портале дополнительного профессионального образования педагогических работников города Москвы, где педагогические работники могут записаться для прохождения актуальных для них курсов.

Чтобы быть в курсе современных образовательных трендов, преподаватели Корпоративного университета участвуют в профессиональных сообществах, посещают конференции и вебинары, повышают квалификацию. Чтение научных журналов и публикаций позволяет отслеживать текущие и перспективные тенденции в дополнительном профессиональном образовании. Много дает обратная связь от слушателей: анализ отзывов слушателей и их предпочтений. Прислушиваемся к тому, что для них важно и какие требования предъявляет Департамент к компетентности сотрудников системы образования.

Есть ли статистика по педагогам образовательных организаций, которые проходят курсы повышения квалификации? Как анализируется уровень их компетенций?

Ольга Айгунова: Вновь упомяну Портал дополнительного профессионального образования. Он аккумулирует огромное количество данных по повышению квалификации педагогов. Доступна статистика и по количеству обученных, и по направлениям обучения, и по форме и целевой аудитории. Так вот, в этом году обучилось уже 63 290 сотрудников системы столичного образования по 293 программам и 44 направлениям обучения. А ведь год еще не закончился.

Педагоги сами понимают необходимость своего профессионального роста, приходят учиться добровольно или по направлению от школы?

Ольга Айгунова: Директор образовательной организации, может, конечно, как руководитель, направить самостоятельно на обучение своих сотрудников, если считает необходимым их повышение квалификации.

Но в основном педагоги приходят учиться сами.

Какие программы повышения квалификации востребованы больше всего?

Ольга Айгунова: Востребованы программы по совершенствованию профессиональных компетенций в области менеджмента, кадрового обеспечения, воспитания, классного руководства, коммуникации и развития мягких навыков.

Зачем педагоги участвуют в конкурсе профессионального мастерства?

Ольга Айгунова: Конечно, это профессиональное развитие. Педагог, участвующий в конкурсе, смотрит на своих коллег, которые дают открытые уроки, проводят мастер-классы, образовательные мероприятия, которые вдохновляют на дальнейшую работу.

Безусловно, это новые знакомства, а часто и дружба. Это неформальное общение педагогов, совместные проекты, объединение в клубы, профессиональные сообщества, где педагоги могут делиться опытом, поддерживать друг друга и развивать сотрудничество.

Ну и о признании не будем забывать. Конкурсы дают возможность показать себя, продемонстрировать свою методику преподавания, показать свои достижения, что служит дополнительной мотивацией для дальнейшего профессионального роста.

Что пожелаете педагогам в их профессиональный праздник?

Ольга Айгунова: Учиться, конечно же. У нас правда очень много интересных программ, очень внимательные преподаватели, гибкий график. И следите за новостями Корпоративного университета в нашем Telegram-канале, оставляйте комментарии, задавайте вопросы, мы никого не оставляем без внимания.