"Тоска" до мурашек. Как Китай встречает гастроли Мариинского театра

В Китае сейчас время общенациональных каникул, на улицах не протолкнуться, а в Макао, самом густонаселённом регионе мира, и вовсе яблоку негде упасть. Однако, если посмотреть на этот сияющий в вечерних огнях город с высоты, то больше всего народу можно увидеть около красивейшего, похожего на корабль, Культурного центра Макао - китайцы и туристы пришли разделить радость от исторического для региона события - гастролей знаменитого Мариинского театра.

Все в зал не попадут, однако многим достаточно самой атмосферы праздника.

"Здесь почти вся труппа, а за дирижерским пультом великий Гергиев", - цитируют СМИ жительницу Макао Флоренс Лу.

И так бывает всегда во время гастролей российских музыкальных театров в Поднебесной.

Нынче Мариинка впервые в этой части света представляет свою версию оперы "Тоска" Пуччини. Вместе с музыкантами из Петербурга произведение итальянского композитора исполняет Оркестр Макао и Молодежный хор Макао. Оказалось, что история страстной любви накануне большой войны - в постановке Мариинского театра действие перенесено в 1930-е годы, - история до мурашек близка артистам и зрителям абсолютно разных возрастов и национальностей.

Связывают ли тревога и нежность Восток и Запад сегодня, спросили журналисты у исполнителя партии Каварадосси Нажмиддина Мавлянова. "Нет, - отвечает он. - Все дело в великой музыке, которая всех втягивает в действие, она феноменальна. Вместо подробностей солист начинает напевать ноты из оперы, и тут же показывает на руки - смотрите, у меня бегут мурашки".

Журналистам из Китая такая искренность по душе, яркие рецензии на блестящее исполнение одной из самых знаменитых оперных трагедий уже выходят в местных СМИ.

А тем временем на сцене Концертного зала Мариинского театра завершилось первое в Санкт-Петербурге выступление Китайского оркестра Национального центра исполнительских искусств (NCPA), главной музыкальной площадки Поднебесной. Солисты вечера - Ло Вэй (фортепиано) и Семен Саломатников (труба), лауреат I премии XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского. За дирижерским пультом - Ли Синьцао, почетный главный дирижер Китайского национального симфонического оркестра, президент Китайской консерватории (Пекин).

Весть об успехе китайских музыкантов в России долетела и до Макао, и уже Валерий Гергиев в разговоре с российскими журналистами упомянул о "самом крепком мосте дружбы" всех времен и народов - это когда, китайцы исполняют российских композиторов, а в России начинают открывать для себя древних китайских мыслителей. Великая мудрость вкупе с великой музыкой - это действительно объединяет.

А что дальше? Как рассказывает в своем эфире Первый канал, оперой Пуччини россияне открыли в Поднебесной масштабные гастроли, впереди балеты и симфонические концерты. В конце октября здесь же, в Макао, Валерий Гергиев завершит гастроли.

Справка "РГ"

Главные партии итальянской оперы в Макао исполняют два состава Мариинского театра. 4 и 6 октября - Татьяна Сержан, Нажмиддин Мавлянов, Владислав Сулимский, Владимир Феляуэр, Олег Балашов, Юрий Власов, Евгений Чернядьев, Елена Маторина, Александр Наземцев. 5 октября на сцену выйдут Мария Баянкина, Сергей Скороходов, Владислав Сулимский, Владимир Феляуэр, Олег Балашов, Юрий Власов, Евгений Чернядьев, Елена Маторина, Александр Наземцев.

Режиссером мариинской "Тоски" выступил Пол Каран, художником-постановщиком и художником по костюмам - Пол Эдвардс.

В нынешнем году исполняется тридцать лет со дня премьеры шедевра итальянского композитора на мариинской сцене.