Дарья Екамасова перелетела из Лос-Анджелеса в Геленджик представить фильм "Анора"

Второй фестиваль актуального российского кино "Маяк 2024" открылся вчера в Геленджике. На открытии состоялась российская премьера фильма "Анора" Шона Бейкера. Картина - обладательница Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля этого года выйдет в российский прокат 17 октября, в американский - 18 октября. На фестивале "Маяк" смотрели версию с субтитрами, не дублированную, и те кинематографисты и кинокритики, кому удалось посмотреть фильм в Каннах, смогли еще раз испытать чувство гордости за прекрасную работу российских артистов (Юра Борисов, Дарья Екамасова, Марк Эйдельштейн и Алексей Серебряков), а новые зрители смогли к тому же еще и оценить фильм, и составить свое мнение.
Предоставлено пресс-службой фестиваля Маяк

Актриса Дарья Екамасова была в этом году ведущей церемонии открытия кинофестиваля "Маяк". И прилетела она в Геленджик из Лос-Анджелеса, где накануне прошла северо-американская премьера фильма "Анора". Также там представлял картину Юра Борисов, который вскоре также приедет в Геленджик - в программе еще один фильм с его участием. Это картина "Кончится лето" (режиссеры Владимир Мункуев, Максим Арбугаев). Утром сегодняшнего дня состоялся первый конкурсный показ на "Маяке" - фильма "Папа умер в субботу". Режиссер Зака Абдарахманова прилетела в Геленджик прямо из корейского Пусана. Эта лента - режиссерский дебют Абдарахмановой - ранее была отобрана на на 29-й Международный кинофестиваль в Пусан, в программу World Cinema.

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Маяк

В целом же на кинофестиваль в Геленджик приехало гораздо больше людей, чем в прошлом году. При этом случайных гостей и участников нет - все представители киноиндустрии, которые сочли, что поездка будет полезной и продуктивной для их дальнейшей работы. Всего более 400 человек. Продюсер фестиваля "Маяк" Антон Малышев в своем вступительном слове, опубликованном в каталоге киносмотра, сказал, в частности, "Наш "Маяк" продолжает указывать путь", из чего ясна задача мероприятия, с которой организаторы явно справляются. Стас Тыркин - программный директор кинофестиваля - обратил внимание на то, что в этом году конкурсную программу, в основном, составили первые и вторые фильмы авторов, и процитировал на открытии слова киноведа Наума Клеймана, который высказался о том, что, похоже, в российском кино наблюдается новая волна. Хотелось бы верить этим словам, но вроде бы действительно все к тому идет - киноведы уровня Клеймана в своих предчувствиях не ошибаются. Важную особенность кинофестиваля подчеркнул Андрей Щиголев - куратор новой программы короткометражных фильмов (в прошлом году, на Первом фестивале "Маяк" ее не было). "Пока коммерческий кинематограф генерирует детские сны, находя выход в сказочном эскапизме, растерянный коллективный автор с широко закрытыми глазами пробует набросать очертания нашего сегодня. Требует ли новое время нового автора - вопрос дискуссионный". И продолжает, подчеркивая тот факт, что в каждом отобранном фильме "есть попытка найти те самые точные слова, из которых когда-нибудь сложат гимн нашему дивному новому миру".

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Маяк

В конкурсе полнометражных фильмов фестиваля "Маяк" в этом году участвуют 9 картин. Для них предусмотрено 7 призов. В конкурсе короткого метра 7 картин - другое жюри определит лучшую. Жюри конкурса полного метра - это Мухарам Кабулова, режиссер монтажа, продюсер, Владимир Мишуков, актер, фотограф, Любовь Мульменко, режиссер, сценарист, прозаик, Ольга Филипук, продюсер и Алишер Хамидходжаев, кинооператор.

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Маяк

Жюри конкурса короткого метра - Михаил Местецкий, режиссер и сценарист, Савва Минаев, сценарист и Дарья Савельева, актриса.

О фильмах будем рассказывать в последующих материалах фестиваля, на котором работает обозреватель "РГ". Пока же отметим, что первый показ, где был продемонстрирован фильм режиссера Заки Абдрахмановой "Папа умер в субботу" закончился овациями.

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Маяк

В фильме снимались Лаура Турсунканова, Амина Оразбай, Самал Еслямова (лауреат Каннского кинофестиваля - за фильм "Айка" она получила награду за лучшую женскую роль в 2018 году), Шарифбек Закиров и другие. Картина о том, как столичная московская девушка приехала в родной казахский поселок хоронить отца, на которого всю жизнь обижалась, получилась по-восточному тонкой, "проговаривающей" семейные проблемы не в лоб, а непрямым способом с учетом этники и традиций, что придало ей дополнительные смыслы - и их интересно разгадывать. Режиссер сумела снять кино так, что зритель чувствует все, что она показывает и о чем говорит, включая погоду и природу. Более того - примеряет рассказанное в кадре на свои личные отношения с собственными родными, так, что получилось настоящее семейное кино без прикрас. Правдивость - его сильная сторона. Особенно, если речь идет о потере близкого человека - горе, которое уравнивает всех его близких и родных.

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Маяк