В этом году было два конкурса в одном. Участники боролись за девять призовых мест: за победу в самом конкурсе и за участие в писательской резиденции - одной из тех, что ежегодно устраивает АСПИР (Ассоциация писателей и издателей России). Эти резиденции проходят в разных уголках страны, от Москвы до Дальнего Востока. Они предполагают проживание молодых прозаиков, поэтов и критиков в каком-нибудь историческом городе или живописном месте с мастер-классами, которые проводят известные писатели, и занятием индивидуальным творчеством. Это как бы такие временные дома творчества - идея еще новая, но уже вполне состоявшаяся в реальности.
Шесть победителей в конкурсе писательских резиденций в ноябре отправятся дорабатывать свои тексты и писать новые в гостиницу "Берег" в городе Сысерть Свердловской области. К стыду своему, не знал, что такой город вообще существует. А между тем он существует с XVIII века, и это родина великого писателя Павла Бажова, а также один из главных центров фарфорового производства в России.
Конкурс был серьезный. На шесть позиций претендовали ровно (так бывает!) 200 участников, то есть 33 человека на место.
А всего через электронную почту и специальную форму на сайте АСПИР на конкурс поступило 582 рассказа на семейную тему. Из них 382 претендовали на три призовых позиции, то есть конкурс был 127 человек на место.
Победителями стали: 1-е место - Елена Шумара (Санкт-Петербург) за рассказ "Маха"; 2-е место - Юлия Малеванова (Кемерово) за рассказ "Лето на подоконнике"; 3-е место - Алевтина Бояринцева (город Омутнинск Кировской области) за рассказ "Бабушки".
Запомните эти имена. Возможно, это будущие известные и вполне профессиональные писательницы.
Во всяком случае Еленой Шумарой уже заинтересовалось московское издательство "Бель Летр", которое специализируется на выпуске современной литературы для женщин. Пока зарубежной, переводной, но все еще впереди. "Бель Летр", как и АСПИР, было партнером конкурса, и его главный редактор Яна Грецова читала тексты конкурсантов независимо от жюри. О том, что первым лауреатом станет Елена Шумара, она узнала на объявлении результатов. Но заинтересовалась ее текстом раньше, когда результатов еще не было. В это никто не поверит, но это чистая правда.
Как и то, что председатель жюри, шеф-редактор портала ГодЛитературы Михаил Визель, который заведует сектором детской литературы издательства "Городец", уже взял в производство книгу Юлии Малевановой, выхватив ее текст в общем потоке.
Сегодня - непрофессионалы, завтра - профи. Собственно, так всегда и происходило в литературе. Не обязательно заканчивать Литературный институт, хотя поучиться там очень даже неплохо.
Остается добавить, что семейная тема и в русской, и в мировой литературе всегда была ключевой. Лев Толстой как-то пошутил: "Все романы заканчиваются свадьбой, а зря: это все равно что заканчивать произведение на эпизоде, в котором на человека в темном лесу напали разбойники". Шутка двоякая. С одной стороны, только после свадьбы начинается самое интересное - семейная жизнь, которой и стоит посвящать романы. С другой - что в этой жизни произойдет, одному Богу известно. И очень может быть, что ничего хорошего не произойдет, и героиня в конце бросится под поезд, как Анна Каренина. "Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".
Но лично меня эта толстовская сентенция всегда смущала. Что-то в ней не так. Не одинаково счастливы семьи, зато в несчастьях других есть повторяющиеся сюжеты. Например, пьющие мужья, которые едва ли пьют так уж "по-своему".
С другой стороны, вспомним "Старосветских помещиков" Николая Гоголя. Незабвенные Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович - это счастливая семейная пара. А между тем бездетная, что в свете нынешних актуальных тенденций подозрительно.
Так или иначе, но в литературе без семьи никуда. Даже "Одиссея" Гомера - это, в сущности, семейный роман. Он о том, как Одиссей, преодолев тьму злоключений, успел вернуться домой и спасти семью, предотвратив ее распад, ибо по ахейской традиции Пенелопа из-за длительного отсутствия супруга должна была выбрать себе нового мужа и, соответственно, отчима для их с Одиссеем сына Телемаха. Вступив с отцом в бой с женихами матери, Телемах тоже спас свою семью.
Так что разные бывают и счастливые семьи.
Без семейной темы не было бы ни "Войны и мира", ни "Хождения по мукам", ни "Тихого Дона". Везде семейные истории: Ростовых, Болконских, Рощиных, Телегиных, Мелеховых... И тоже их "одиссеи" и "хождения по мукам", но все ради чего? Ради создания и воссоединения семей.
А вот несемейных мужчин, как гласит русская литература, всегда ждет печальный конец. Будь ты Онегин, Печорин, Базаров или Остап Бендер. Или Раскольников, пока не женился на Соне. Плохо тебе будет - так нас учит великая классика...
Так что гораздо лучше быть счастливым как все, чем несчастным по-своему.