Будущие стоматологи отрабатывают навыки с помощью цифровых технологий

Редкий пациент стоматологов хотел бы попасть в руки начинающего врача. Но и сами будущие зубные врачи подчас боятся пациентов. По данным Российского университета медицины (РосУниМед), до четверти выпускников стоматологического профиля не работают по специальности - не могут преодолеть психологический барьер.
На апробации встретились два робота: слева Юрий-пациент, справа Юрий-консультант.
На апробации встретились два робота: слева Юрий-пациент, справа Юрий-консультант. / Пресс-служба РосУниМед

Как ни парадоксально, помочь и тем, и другим смогут роботы. Точнее, нейросети, которые их разработчики "упаковали" в симпатичного антропоморфного робота Юрия. И он не только достоверно играет роль пациента, на котором можно оттачивать профессиональные навыки, но может перевоплотиться и в опытного врача, и даже, не поверите, в профессора.

- Юрий умеет рассказать о том, что у него болит, может поддержать диалог, задать будущему врачу каверзный вопрос и даже сделать замечание - например, если у доктора несвежий халат или он забыл надеть обязательные перчатки, - рассказал "РГ" заведующий кафедрой цифровой стоматологии, РосУниМеда, доктор медицинских наук, профессор Сергей Арутюнов. - Если ему больно, он вскрикивает, хмурит брови, может пожаловаться, как настоящий пациент. Но кроме помощи в отработке правильных манипуляций, он еще и воспитывает личность, формирует у будущего врача эмпатию - способность сопереживать пациенту, чувствовать его.

Для воплощения идеи, предложенной профессором Арутюновым, был создан консорциум с коллегами еще из двух университетов - Пермского национального политехнического и Пермского государственного медицинского им. Вагнера.

Команду в первом вузе возглавил заведующий кафедрой автоматики и телемеханики, доктор технических наук, профессор Александр Южаков, во втором - заведующая кафедрой ортопедической стоматологии, доктор медицинских наук, профессор Наталия Асташина. Совместно они разработали "умную челюсть" и "умный зуб". По сути это нейросеть, которая работает в режиме обратной связи.

Для этого во рту Юрия установили 5 видеокамер и до десятка сенсоров. Они все видят и чувствуют - правильно ли студент держит инструмент, соблюдает ли технологии лечения кариеса, удаления зуба, обработки его под коронку или даже сложного эндодонтического лечения, когда требуется особое мастерство.

Камеры выводят изображение на большой экран, и педагог может оценить работу студента.

Причем учиться можно и дистанционно с помощью VR-шлема и специальной установки. В перспективе, например, ставить пломбу Юрию смогут студенты-медики и из других городов, оставаясь в своих аудиториях.

Но у ученых уже появилась и следующая идея. На приеме у стоматолога может случиться всякое - у пациента может подскочить артериальное давление, у него может быть сахарный диабет, при котором трудно остановить кровотечение, наконец, может просто развиться паническая атака. Что делать в таких случаях? Конечно, срочно получить консультацию профильного специалиста. А связаться с ним практически мгновенно мог бы и Юрий. Расширить его функционал - ближайшая задача команды консорциума.

Робот Юрий умеет рассказать, что у него болит, поддержать диалог, задать будущему врачу каверзный вопрос и даже сделать замечание

- Но мы уже задумываемся и о дальнейших перспективах, - рассказывает профессор Арутюнов. - Если алгоритмы робота еще усложнить до уровня практикующего врача, он сможет участвовать и в их аккредитации.

То есть получится целая линейка роботов, занятых обучением и усовершенствованием стоматологов. Но Юрия можно использовать и для обучения по другим медицинским специальностям.

А пока преподаватели Пермского меда говорят, что стали меньше уставать от непонятливых учеников. А студенты - что с Юрием учиться точно прикольнее.

Дословно

Олег Янушевич, ректор Российского университета медицины Минздрава России, академик РАН:

- Роботы в образовании - это не веление моды, не панацея, а отражение сегодняшних реалий, в которых идет бурное развитие и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Наш университет не может не считаться с этой реальностью.