К такому выводу пришли судьи Конституционного суда РФ, изучив жалобу московского арбитражного управляющего Сергея Рязанова. Положения статей 28 и 149 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" признаны не соответствующими Конституции РФ.
В 2022-2023 годах Рязанов занимался имуществом должника, проходящего процедуру банкротства. Согласно пункту 4 статьи 149 закона о банкротстве конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ, и арбитражный управляющий в течение 10 дней с этой даты, как положено по закону, разместил отчет о результатах проведения конкурсного производства. Однако в соответствии с пунктом 1 той же статьи определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, поэтому суды указали управляющему на неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве) по статье 14.13 КоАП РФ, хотя и освободили его от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
При этом, как указал Сергей Рязанов, сложившаяся практика противоречива. Суды трактуют точку отсчета по-разному, что нарушает принцип равенства перед законом и судом.
С одной стороны, отметили судьи КС, пункт 4 статьи 149 прямо говорит о том, что "с даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным". С другой стороны, иные трактовки тоже возможны, и это подтверждает судебная практика. Разошлись даже правовые позиции полномочных представителей государственных органов власти, которые представили свои отзывы в КС по этому вопросу.
"Взаимоисключающее истолкование правовых норм в процессе применения действующего законодательства само по себе не может служить бесспорным аргументом их конституционной дефектности", - отметили судьи высшей юридической инстанции страны, поскольку может быть устранено через выявление содержания с помощью КС. Но если каждый из вариантов не лишен конституционного обоснования, то это свидетельствует в том числе о качестве соответствующих правовых норм: "Они не могут быть признаны отвечающими конституционным критериям определенности правового регулирования".
Законодателю поручено устранить двойственность. До тех пор, если арбитражный суд принял решение о завершении конкурсного производства после опубликования постановления по делу Рязанова, соответствующие сведения должны быть размещены в течение десяти дней с даты принятия. Если же решение суда было принято до того, как КС сформулировал свою позицию, арбитражный управляющий имел право взять за точку отсчета даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.
Дело Рязанова подлежит пересмотру.