Запрос Краснодарского краевого суда в конечном итоге касается возможности легализации имущества, приобретенного коррупционным путем.
Требование Генеральной прокуратуры РФ об обращении в доход государства имущества, полученного группой лиц с использованием служебного положения, удовлетворил Каневский районный суд Краснодарского края. Речь шла об акциях и долях в уставных капиталах 22 компаний на общую сумму более девяти миллиардов рублей. Однако сотрудник аппарата полпреда президента в ЮФО Андрей Коровайко вовсю пользовался своим должностным положением еще в 2001 - 2004 годах, а суд принял решение об изъятии имущества у него и аффилированных лиц только в 2024 году. В апелляционной жалобе те указали на пропуск прокурором сроков исковой давности, которая в соответствии с ГК РФ составляет три года.
Во время публичных слушаний дискуссия развернулась вокруг того, можно ли рассматривать антикоррупционный иск в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Мнения представителей органов власти, а также Верховного суда и Генпрокуратуры оказались противоположными.
С одной стороны - и это отметил представитель Краснодарского краевого суда Денис Внуков, - никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок. С другой стороны, на иски, связанные с защитой нематериальных благ, срок исковой давности не распространяется, а публично-правовые интересы государства и защиту общества можно считать таковыми, несмотря на то, что в случае коррупционных преступлений речь может идти о конкретном имуществе.
На то, что отсутствие временных ограничений приводило бы к ущемлению прав лиц, которые "не всегда могли бы учесть необходимость сохранения соответствующих документов", указал полномочный представитель Государственной Думы в КС Юрий Петров. Полпред президента в КС Александр Коновалов отметил, что нормы ГК о сроках исковой давности суды применяют в подобных делах потому, что нет специального порядка исчисления таких сроков для коррупционных преступлений. И хотя сами нормы кодекса, фигурирующие в запросе Краснодарского краевого суда, не противоречат Конституции РФ, они нуждаются в конституционно-правовом истолковании.
Более категоричен был начальник Главного гражданско-судебного управления Генпрокуратуры РФ Сергей Бочкарев, который заявил о необходимости "конституционного отрезвления". Через прокуратуру прошло множество дел коррупционеров - достаточно вспомнить бывшего главу Клинского района Подмосковья Александра Постриганя, который приговорен к 18 годам. За время работы он перевел в частную собственность - свою или подконтрольных лиц - более двух тысяч объектов недвижимости, включая детские сады, поликлиники, дороги, котельные. Рассмотрение таких сделок в пределах сроков давности, установленных ГК, фактически будет означать легализацию имущества, полученного преступным путем. А потому экс-чиновники, даже лишенные должности, фактически будут сохранять полную власть над регионом - власть материальную, власть денег.
Судьи КС еще раз изучат все доводы сторон в закрытом режиме. О дате провозглашения решения будет объявлено дополнительно.