Минцифры предложило запретить анонимные спам-звонки. Как это будет реализовано и умрет ли телефонный маркетинг
Получив информацию о цели звонка, операторы связи станут делиться ею со своими абонентами. В результате люди будут видеть на экранах смартфонов, кто и зачем им звонит. Если всей необходимой информации о цели обзвона нет, то такие вызовы должны блокироваться.
"Эти данные автоматически передадутся от оператора к оператору, и на телефоне абонента определится источник звонка. При этом абонент будет вправе отказаться от массовых вызовов или выбрать только те компании, чьи вызовы он готов принимать", - пояснили в Минцифры. Критерии, что считать массовыми звонками, а что - нет, и правила передачи сведений определит правительство.
Крупнейшие мобильные операторы уже блокируют в среднем до 0,5 млрд нежелательных звонков каждый месяц. Такие вызовы часто применяют для навязывания сомнительных услуг или просто мошенники.
"У некоторых операторов уже есть сервисы, которые позволяют определить, кто совершает обзвон. Важно, чтобы эта функция была доступна для всех абонентов на постоянной основе. Такое информирование позволит абонентам отличать полезные звонки от нежелательных", - предложили в ведомстве.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что на наших глазах фактически создается история, когда компаниям для того, чтобы осуществлять массовые обзвоны, придется перестать быть анонимными. Если документ пройдет обсуждение и вступит в силу, они больше не смогут покупать номерные емкости и обзванивать клиентов так же легко, как это происходит сегодня.
"Что считается анонимным звонком? Анонимный звонок - это когда человек не знает, кто ему звонит. Сегодня пользователь видит номер телефона, но он не знает, кто ему звонит", - уточнил собеседник.
Минцифры предлагает обязать все коммерческие организации участвовать в работе антифрод-сервисов. Это система блокировки звонков с подменных номеров, которая собирает в единую базу данные о всех голосовых вызовах. "То есть номера будут попадать в эту систему и показываться абоненту при звонке, а он сможет самостоятельно решить, хочет он принимать звонки, например от компании по доставке, или нет", - пояснил Муртазин.
Руководствуясь пожеланиями абонента, операторы станут пропускать или не пропускать такие звонки, добавил Эльдар Муртазин.
При этом, по его словам, есть несколько нюансов. Во-первых, еще нет технического регламента, а потому непонятно, что делать оператору, который уже вложил деньги в такую систему, и она у него работает. Во-вторых, им придется задействовать дополнительные ресурсы и людей - а это серьезные расходы.
"На это, вероятно, нужно будет выделить дополнительный бюджет, чтобы сделать подобный идентификатор", - полагает главный эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов.
Эффективность этой меры будет зависеть от деталей ее реализации, а они пока не обозначены, заметил руководитель группы антифрод-решений Innostage Лев Афанасьев. В частности, неясно, грозят ли какие-то последствия для компании, если она некорректно укажет причину "массового звонка", каков будет механизм определения "массовых звонков" и передачи информации от компании оператору, от него - другим операторам, и дадут ли возможность клиенту делиться обратной связью, если он посчитает, что заявленная цель звонка не соответствует ее содержанию.
Муртазин также отметил, что телефонный маркетинг в результате нового регулирования начнет умирать, так как успешных дозвонов станет меньше. И речь здесь идет не про мошенников, а про компании, занимающиеся "холодным" и "горячим" обзвоном. Число контактов у них резко упадет, а количество кол-центров, которые нужны для таких обзвонов, сократится.
По мнению генерального директора ИАА TelecomDaily Дениса Кускова, инициатива Минцифры "правильная и понятная". Тем более что похожая технология уже была опробована операторами.
"Это дает возможность сделать звонок понятным: например, звонит сервисный центр, банк, микрокредитная организация, и человек решает, целесообразно ли ему отвечать или нет. По сути, предлагается более продвинутая версия", - сказал эксперт.
Актуальность предлагаемого инструмента объясняется большим количеством инцидентов, связанных со спам-обзвонами. Голованов рассказал, что с января по июнь этого года почти 95% пользователей получали такие звонки.
"Успешное устранение всех белых пятен и уже проводимые мероприятия по сокращению пулов "серых" номеров могут дать положительный эффект в виде снижения общего количества спам-звонков", - думает Афанасьев.
Ранее "РГ" рассказывала, для чего незнакомцы прозванивают наши номера, а потом сбрасывают. Смысл таких вызовов - заставить абонента проявить активность. Спамеры или мошенники надеются, что человек перезвонит, и это будет свидетельствовать о том, что номер активный.