В театр на нее ходят семьями: дети, как взрослые, оценивают сказочный вокал и джазовую плотность звучаний; взрослые, как дети, восторгаются тем, что тыква взаправду становится каретой, а бегающие по сцене белые мыши - рысаками, несущими нас в космос. И все уходят, переполненные ранее не слышанными мелодиями.
Оперу в 80-е годы написал бакинец Леонид Вайнштейн, ученик Кара-Караева, и ее премьера прошла в Театре имени Ахундова; в Москве ее "Геликон" поставил впервые. При кажущейся простоте искрящейся юмором музыки она ставит перед исполнителями сложные задачи - и вокальные, и актерские. Но в целом оставляет ощущение невесомости, праздничности, света - такое послевкусие остается после диснеевских лент времен "Белоснежки".
Кино в спектакле вообще отдается щедрая дань: Золушка смотрит на телевизионной панели любимый фильм с Яниной Жеймо, а на бал является точь-в-точь Принцессой из "Красавицы и чудовища"; сходство усиливается участием в шоу разгулявшейся утвари - Утюга, Чайника, Метлы и Кочерги. Сам бал, словно в Стране лилипутов, шумит на фоне громадных настольных часов с фарфоровыми финтифлюшками и от перепада габаритов кажется ожившей миниатюрой. Эта "Золушка" - бенефис изобретательных Игоря Нежного (сценография) и Татьяны Тулубьевой (костюмы): дух захватывает, когда вполне современная кухня, где кашеварит Золушка, раздвинется до габаритов Вселенной, и на нас из звездных глубин двинется сияющая Луна.
Повинуясь фантазии художников, голографические проекции - предметы, транспортные средства и животные - играют на сцене наравне с актерами, столь же реальные и на взгляд осязаемые. Несколько секунд - и сиротское платье становится бальным, слетевшим с небес. Когда-то кинозрители удивлялись способности нарисованного Микки-Мауса танцевать вместе с живым Джином Келли - сегодня трюки, фокусы и перевоплощения стали возможны в театре: перед нами шоу бродвейского качества.
Его постановщик Илья Ильин замечательно чувствует сказку и умеет создать ее особую, вибрирующую восторгом атмосферу. В "Золушке" действие как бы перенесли в прозаическую современность - а мистическая вера в добро и свет осталась с нами и творит чудеса. Романтическая любовь Золушки и Принца прекрасно уживается с заменившим Фею Сказочником, он же Волшебник, Маг и Шут, с фарсовыми фигурами злобных сестричек и Мачехи - ее, как бы резвяся и играя, изображает бас Алексей Дедов. Зал обращается в единый сказочный мир со сценой, - туда постоянно спускаются то Сказочник, то Принц с Шутом пройдут по рядам в поисках загадочной незнакомки, примеряя хрустальный башмачок счастливым зрительницам.
И театр, и зрители полюбили эту музыку, а ожидавшие пришествия второго Россини быстро смирились с иными условиями игры и охотно в нее включились. Они, похоже, в этот вечер тоже поверили, что сказка не осталась в пропыленных книжках нашего детства, что она - рядом, жива, здорова и актуальна. А дети, судя по их физиономиям, всегда это знали.
Теперь сказка ожила в кинотеатрах России - не пропустите.
В рамках проекта "Театр в кино" в кинотеатрах можно посмотреть еще один спектакль "Геликона" - оперу Верди "Аида" в фантастической, проникновенной, зрелищной постановке Дмитрия Бертмана, недавнюю премьеру московского Театра имени Образцова "Я - Сергей Образцов" с Евгением Цыгановым в заглавной роли, знаменитую комическую оперу Россини "Севильский цирюльник", которую в стиле итальянского неореализма остроумно поставил Александр Титель в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и еще десятки лучших спектаклей российских и зарубежных театров.