Реформа госконтроля сохранила экономике РФ почти 300 млрд рублей за пять лет

В результате реформы контрольной (надзорной) деятельности за последние 5 лет предприятия России сэкономили 291 млрд руб., подсчитали в Центре стратегических разработок (ЦСР). Это произошло благодаря повышению эффективности работы государства, а также снижению административной нагрузки на бизнес, в том числе за счет внедрения риск-ориентированного подхода при проведении проверок.

"Задача риск-ориентированного контроля и надзора - с одной стороны, обеспечить безопасность граждан и сохранность ресурсов государства, а с другой - не перегружать отечественных предпринимателей и организации административной нагрузкой", - приводятся на сайте правительства слова курирующего реформу вице-премьера Дмитрия Григоренко.

По данным Центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности, с 2019 года издержки предприятий от взаимодействия с государством сократились в 7,5 раза. Причем это произошло без ущерба для безопасности людей и окружающей среды, заявил "Российской газете" директор Центра Артем Дегтев.

По его словам, сотни миллиардов рублей были сэкономлены благодаря тому, что обычные для прошлого десятилетия проверки работы предприятий заменили на риск-ориентированный подход: теперь визиты инспекторов нацелены на профилактику нарушений, а бизнес получил возможность досудебного обжалования.

Новый подход оказался не таким трудозатратным и снял необходимость привлекать внешних юристов. Так, один профилактический визит инспектора обходится предприятию в среднем в 2 тыс. руб., а одна проверка - в 175 тыс. руб. В 2023 году издержки в масштабах всей экономики России от более чем 1 млн профилактических визитов составили всего 2,1 млрд. Проверок было более 250 тысяч, а издержки от них достигли 43,9 млрд.

"Расчеты показали, что профилактический визит обходится бизнесу в 87 раз дешевле, при этом инспектор также выходит на объект и убеждается в его безопасности. Такое мероприятие проводится намного быстрее, не требует большого количества сотрудников, а также исключает подготовительную стадию и траты на консалтинг. Хотя профилактический визит не предполагает выявления нарушений, в случае подозрения инспектор всегда может инициировать внеплановую проверку. Государственный контроль в нашей стране стал более рациональным", - пояснил эксперт.

Профилактические визиты инспекторов обходятся бизнесу в 87 раз дешевле "классических" проверок

Общее число контрольных мероприятий в России в последние пять лет осталось примерно на одном уровне. В 2019 году число проверок составляло 1,5 млн, а в 2023 году общее количество проверок и профилактических визитов превысило 1,4 млн. За эти годы издержки сократились на 86,3%.

При этом уровень защищенности людей от действий недобросовестных предпринимателей растет, показали опросы, проведенные специалистами Президентской академии (РАНХиГС) в 2018-2023 гг. Если в 2018 году 30% опрошенных отмечали защищенность, то в 2023 году этот показатель вырос до 39,3%.

"Риск-ориентированный подход смещает вектор контроля с наказаний за нарушения на их профилактику. При этом надзор за соблюдением обязательных требований не ослабевает, а предприниматели могут сконцентрироваться на своей деятельности, не отвлекаясь на коммуникации с контрольными органами", - прокомментировал "Российской газете" статс-секретарь - заместитель министра экономического развития России Алексей Херсонцев.

Приоритет профилактических мероприятий над "классическими" проверками установлен законом о государственном муниципальном контроле. В рамках этой концепции в 2024 году продолжается активное внедрение института профилактических визитов и цифровизация контрольно-надзорной деятельности.