На Сахалине создается кластер для перевода общественного транспорта на водород

В Сахалинской области создается водородный кластер для перевода общественного транспорта на перспективное топливо. Это одно из направлений развития топливно-энергетического комплекса страны по пути декарбонизации и снижения уровня эмиссии парниковых газов. Помочь решить поставленную задачу может использование водорода в промышленности, на транспорте и в других сферах.
Татьяна Дмитракова / РГ

В соответствии с "Концепцией развития водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года и на перспективу до 2035 года" водородная энергетика рассматривается как одно из ключевых направлений энергоэффективности и экологической безопасности. Тем более что Россия обладает значительными природными ресурсами и научно-техническим потенциалом для производства водорода. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, внедрение водородных технологий к 2030 году может увеличить ВВП страны на 1-2 процента.

Государство намерено развивать водородное направление, поэтому в рамках Концепции будут запущены пилотные проекты по выработке низкоуглеродного водорода, созданы консорциумы по производству оборудования и комплектующих, сформирована инфраструктура для хранения и транспортировки водорода, созданы территориальные производственные кластеры. Кроме этого, государство намерено оказывать поддержку производителям в виде субсидий, компенсировать расходы на научные исследования, предоставлять возможности заключения специальных инвестиционных контрактов.

Эксперты уверены, что водород совсем скоро может занять существенную долю топливного рынка.

"Развитие технологий производства и транспортировки водорода в последние годы значительно ускорилось благодаря поддержке многими государствами усилий по сокращению выбросов CO2 и масштабным инвестициям в проекты по развитию возобновляемых источников энергии", - отмечает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким.

По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), глобальное использование водорода в мире может вырасти до 156 миллионов тонн в год уже к 2030 году. Это на 37 миллионов больше, чем в наши дни. Спрос на водород растет не случайно. Обусловлено это целым рядом его преимуществ. Прежде всего водород способен снизить углеродную нагрузку на окружающую среду. В отличие от некоторых других "зеленых" источников энергии, его можно хранить и перевозить, а производство не зависит от погодных условий. Кроме того, вырабатывать водород можно из целого ряда источников.

Применение водорода в России и в мире сегодня рассматривается в первую очередь в качестве топлива для транспорта. По данным МЭА, перевод менее 20 процентов транспорта на водород позволит сократить выбросы парниковых газов на 6 гигатонн CO2-эквивалента в год, что составляет более 12 процентов от общей эмиссии парниковых газов в мире.

Одно из главных преимуществ транспорта на водороде по сравнению с электрическим - в его энергоэффективности. Емкость водородного аккумулятора в десять раз больше литий-ионного. Скажем, одного пятикилограммового баллона с водородом (средний объем для легкового авто) хватает на 500 километров пробега. При этом для того, чтобы заправить водородный автомобиль, потребуется всего около трех минут. Для сравнения: электрокар заряжается несколько часов. КПД водородного двигателя - более 45 процентов. А побочными продуктами являются только вода и небольшое количество тепла, что безопасно для окружающей среды.

Ожидается, что первый образец поезда с водородными элементами появится в 2025 году, а к 2028 году начнутся регулярные перевозки

"Рынок автомобильного транспорта на водороде имеет колоссальные перспективы роста, - считает член комитета по энергетике Ассоциации европейского бизнеса Армен Тадевосян. - В Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной правительством в 2021 году, говорится, что глобально к 2035 году доля автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива, включая водород, может достичь 20 процентов. Согласно оценкам Bloomberg NEF, к этому времени объем продаж автомобилей на водородных топливных элементах может составить от 2 до 25 миллионов единиц".

Для развития направления необходимо создавать специальные экономические зоны, предоставлять налоговые льготы и субсидии

В России уже активно разрабатываются технологии, направленные на внедрение водорода в транспорт. Есть проекты, которые уже активно реализуются, например перевод на водород общественного транспорта Сахалина. Этой осенью на Дальневосточном энергетическом форуме (ДЭФ) в Южно-Сахалинске был представлен макет поезда, работающего на водородном топливе. Ожидается, что первый образец поезда с водородными элементами для испытаний появится в следующем году, а уже к 2028 году начнутся регулярные перевозки на пригородных поездах подобного типа.

"В глобальном масштабе мир стремится к использованию транспорта на чистом, "зеленом" топливе, и Россия следует этому тренду, хотя и с учетом национальных особенностей", - считает Армен Тадевосян.

Эксперты уверены, что в процессе перехода к использованию альтернативных видов топлива ключевую роль будет играть государство и меры поддержки, которые будут доступны на рынке в будущем.

"Сегодня государство активно поддерживает развитие водородного транспорта через стратегическое планирование и финансовые инструменты, - говорит Вадим Петров, заместитель директора ВНИИ "Экология", входящего в состав Единого научного центра Минприроды России. - Например, в рамках федеральных целевых программ предусмотрено финансирование исследований и пилотных проектов. Тем не менее эти меры недостаточны для быстрого масштабирования технологий. В частности, необходимо создавать специальные экономические зоны, предоставлять налоговые льготы и субсидии, а также разрабатывать нормативно-правовую базу, регулирующую обращение водорода в качестве топлива".