В этом случае пострадавшим от длительных дождей хозяйствам можно будет компенсировать ущерб из бюджета. Обращение в федеральную структуру - мера вынужденная. В сентябре, когда уборочная застопорилась (дожди не давали технике выйти в поля), региональный режим ЧС ввели все пострадавшие регионы. В его рамках тоже можно помочь аграриям: обратиться, например, за страховыми выплатами (если, конечно, посевы застрахованы). Однако, как подчеркнул министр сельского хозяйства Новосибирской области Андрей Шинделов, приказ Минсельхоза России N187, определяющий порядок оценки ущерба и его возмещения хозяйствам, однозначно говорит о том, что это можно делать только при введении ЧС межрегионального или федерального характера.
Именно поэтому регионы, которые мокли под дождями с июля, и объединили усилия. Предварительная оценка ущерба уже идет - чтобы потом, в случае благоприятного для крестьян решения Минсельхоза России, не терять время. "Сейчас во всех 30 районах области работают комиссии, проводят актирование, оценивают не только количественные, но и качественные потери", - сообщил Андрей Шинделов.
Про качество - очень важное уточнение. Дело в том, что и в нынешних очень неблагоприятных погодных условиях и в Новосибирской области, и в соседних регионах будет собрано практически столько же зерна, что и в прошлом году. В Омской области аграрии даже перемахнули через рубеж в три миллиона тонн, в Новосибирской на сегодня валовый намолот зерна - 2,22 миллиона тонн. И это покрывает внутреннее потребление в регионе. А вот качество - главная беда. Если в прошлом году большая честь пшеницы была третьего класса, и ее можно было реализовывать даже в Китай, то нынче большая часть урожая, предполагают власти, будет четвертого класса. Это фуражное зерно, с высоким содержанием влаги. И это обстоятельство очень сильно бьет аграриев по карману. Реализовать зерно такого качества можно. Но по какой цене удастся продать эту пшеницу? "Восемь-десять тысяч рублей за тонну", - предположил председатель аграрного комитета Денис Субботин. А это ниже себестоимости. В результате, по выражению Дениса, экономика у хозяйств начинает хромать на обе ноги. И компенсация реально понесенных потерь помогла бы сгладить ситуацию.