В начале встречи Михаил Мишустин обратил внимание, что активно восстанавливаются международные линии. "Но, конечно, главный для нас фактор и важнейший приоритет - это освоение внутренних перевозок. В первую очередь для путешествий, туристических поездок", - отметил он. Очень важные направления - Дальний Восток и Калининград. "Чтобы сохранить их доступность, действует уже много лет программа плоских тарифов, которая была запущена по инициативе главы государства", - напомнил премьер.
"В 2024 году мы по программе плоских тарифов - это Дальний Восток и Калининград - перевезем более 2 миллионов пассажиров, точнее 2,1 миллиона. Рост составит относительно 2023 года почти 5%", - сообщил Сергей Александровский. Он добавил, что дальневосточное направление пользуется большим спросом. "В 2024 году достигнем значения более 4 миллионов пассажиров. В целом прирост перевозок на Дальний Восток к предыдущему году составит 26%", - рассказал глава "Аэрофлота".
- В поездке по Дальнему Востоку на меня действительно произвели впечатление все проекты по новым аэропортам, - признался Мишустин. - Это касается Магадана, расширения Новосибирского авиаузла, Хабаровского. Уверен, это будет драйвером, стимулом для увеличения количества авиаперевозок.
Объем перевозок в целом растет. В 2023 году Аэрофлот перевез 47,3 миллиона пассажиров, в 2024 году планирует выйти на планку в 55 миллионов. "То есть с существенным ростом - порядка 15%, - заметил Александровский. - Из них 42 миллиона пассажиров будут перевезены внутри России и порядка 12 миллионов пассажиров будут перевезены на международных маршрутах". При этом занятость кресел компания в этом году рассчитывает нарастить до 90% (в 2023-м было 87,5%).
- В данный момент еще и критически важно заменить программное обеспечение на отечественное, - заявил Михаил Мишустин. - Знаю, что вы этим занимаетесь. Здесь "Аэрофлот" лидер. Потому что наши индустриальные центры компетенции, где также работает "Аэрофлот", пример для других авиакомпаний. И здесь, конечно, в отрасли нужно наводить порядок.
Сергей Александровский рассказал, что стратегия цифровой трансформации работает: доля затрат на отечественное ПО в 2022 году составляла 33%, в 2023 году - уже 90%. "В 2024 году мы выйдем на цифру 95%. В 2025 году мы планируем уже завершить цифровую трансформацию и полностью перейти на отечественное ПО", - заявил гендиректор "Аэрофлота".
Он добавил, что в этом году планируется еще и запуск программы по планированию полетов. "Было зарубежное ПО, сейчас его нет. Мы пишем российское ПО", - уточнил Александровский.
В целом, по оценке премьера, "Аэрофлот" успешно справляется с вызовами в условиях беспрецедентных санкций. "Вы выступаете пионерами по инновациям, по освоению наших отечественных самолетов. В ближайшие годы планируется освоение новых лайнеров, включая МС-21. Это, конечно, серьезный вызов как для промышленности, так и для крупнейшего авиаперевозчика", - отметил Мишустин. Он призвал не снижать темпы, увеличивать количество перелетов в стране, прокладывать как можно больше удобных маршрутов без транзитных пересадок.
- Когда с одной части Дальнего Востока или Сибири летают в другую часть через Москву, это, конечно, неправильно, - отметил премьер. - Для этого нужно, как мы уже говорили, строить больше современных аэропортов. Их 75 по поручению президента должно быть построено до 2030 года. И в основе каждого будут лежать самые передовые отечественные технологические решения, включая информационные системы и сервисы.
В этом году Аэрофлот уже 56% внутренних маршрутов выполняет, минуя Москву. "Уделяем этому значительное внимание", - заверил премьера руководитель компании. Отдельно он рассказал о развитии туризма. "В 2024 году планируем в туристических направлениях перевезти порядка 15 миллионов пассажиров. Это Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные Воды, Махачкала, Горно-Алтайск. По всем этим направлениям мы отмечаем уверенный рост в значениях от 9 до 30%", - сказал Александровский.