Напомним, что речь идет об автомобильном путепроводе в Вязьме в районе улицы 25 Октября и станции Московской железной дороги. Рельсы отделяют от центра города довольно крупные жилые массивы - микрорайоны и поселки. До апреля 2024 года транспорт и пешеходы двигались через пути по Панинскому мосту. Он простоял 40 лет без капремонта, аварийным не считался, но внезапно рухнул... В качестве временной альтернативы для вязьмичей построили наземный железнодорожный переезд со шлагбаумом.
Подготовка к проектированию нового путепровода, по уверениям областного правительства, началась еще летом. В начале осени губернатор Василий Анохин заявил, что в Вязьме ведется подготовка проектно-сметной документации. "РГ" запрашивала информацию о том, какая компания занималась этой работой, но ответа не получила. Официально подрядчика выбрали лишь в конце сентября. В его обязанности, согласно проекту контракта, входит та самая подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий и строительство автодорожного моста. Уточняется, что компания должна приступить к работам не позднее чем через два дня после подписания договора и вправе выполнить их досрочно.
На первый - бумажный и изыскательский - этап работы отведен период до 29 ноября включительно. Предстоит не только собрать актуальные данные, но и изучить документы на рухнувший Панинский мост - паспорт 2017 года и технический отчет предпроектного обследования 2023 года.
Столь сжатый срок со стороны кажется не очень реалистичным. Ранее по просьбе "РГ" член штаба реготделения ОНФ, модератор площадки "Безопасные качественные дороги" Николай Яров подсчитал, что для разработки документации на путепровод в Вязьме может потребоваться 10 месяцев.
- Эта цифра получается, если сложить нормативную длительность всех обязательных этапов (с совмещением процессов). Так, комплекс инженерных изысканий и предпроектного обследования выполняется минимум 40 дней с учетом получения справок от госструктур (на их предоставление по регламенту дается не более 30 дней). Получение технических условий от ОАО "РЖД" занимает от 30 до 90 дней. Согласование проектной документации и расчет окон движения поездов - от 30 до 40. Собственно разработка проектной и рабочей документации идет четыре-пять месяцев, прохождение госэкспертизы - не более двух, - отметил эксперт ОНФ.
Строительная часть работ, согласно данным из Единой системы госзакупок, продлится с 30 ноября текущего года по 1 декабря следующего. За это время над путями должен вырасти мост длиной 322 метра с двумя полосами движения, полосой безопасности и пешеходными тротуарами. Русло речки Улицы в границах объекта упрячут в трубу. Одно из требований касается качества антикоррозионных материалов для гидроизоляции и окраски моста. Они должны продержаться без ремонта не менее 20 лет. Впрочем, гарантия на сами работы будет действовать только восемь лет.
За проектирование и устройство моста власти готовы были выложить более 3,732 миллиарда рублей. На конкурс вышли два претендента. Названия фирм не обнародованы. Один из участников предлагал сбить цену до 3,36 миллиарда, второй - до 3,658. Вопреки расхожему представлению о механизме госзакупок, победил не тот, кто выставил наименьшую цену.
К сожалению, название компании, взявшейся за столь амбициозный, значимый и достаточно капиталоемкий проект, власти решили оставить в тайне. Не опубликована в ЕИС и окончательная версия контракта. Поделиться с народом информацией о выборе подрядчика и начале работ (которые он ведет, надо полагать, уже две недели) не сочли нужным ни администрация Вяземского района как заказчик, ни ее глава Олег Смоляков как официальный спикер, ни губернатор Василий Анохин, ставший едва ли не единственным источником значимых новостей о работе исполнительной власти в регионе.
Такая непрозрачность, увы, открывает широкий простор для домыслов. Люди могут предположить, что власти заранее договорились с некоей фирмой о том, чтобы начать проектирование до проведения конкурса, получили предварительные расчеты, исходя из которых запросили федеральное софинансирование, и только потом оформили сотрудничество с подрядчиком как полагается.