Разъяснения прозвучали в правительственном отзыве на законопроект, который предлагает дополнить список смягчающих обстоятельств еще одним пунктом. Группа депутатов выдвинула идею: предусмотреть в Уголовном кодексе смягчение для подсудимых, ставших жертвами семейно-бытового насилия. Так бывает, что жертва сама становится преступником, переходя допустимую грань. Допустим, жена устала терпеть брань сварливого мужа и схватилась за нож.
Нередко люди, пролившие кровь в семейных ссорах, доказывают, что оборонялись. Закон разрешает защищать свою жизнь всеми способами. Однако суды далеко не всегда верят рассказам подсудимых, что их жизнь висела на волоске и иного выбора, кроме как ударить двадцать раз ножом постылого мужа, не было. Увы, разумную грань между допустимой обороной и недопустимым кровопролитием в реальной жизни провести подчас невероятно трудно. Однако людей, вынужденных жить в непростой семейной обстановке, всегда жалко. Поэтому группа депутатов предложила предусмотреть, так сказать, адресную скидку для жертв домашнего насилия. Если необходимую оборону доказать не удастся, то хотя бы гарантировать смягчение наказания. В правительстве России объяснили, что проект требует существенной доработки.
"Законопроектом не учитывается, что перечень обстоятельств, смягчающих наказание, не является исчерпывающим, - сказано в отзыве. - В соответствии с частью второй статьи 61 Уголовного кодекса при назначении наказания суд может учитывать в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой данной статьи, в частности совершение преступления жертвой домашнего насилия вследствие систематичности насилия со стороны потерпевшего". Иными словами, если человек - хоть мужчина, хоть женщина - был дома доведен до преступления, суд обязан это учесть.
"Кроме того, противоправное или аморальное поведение потерпевшего, явившееся поводом для преступления, а также совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны уже признаются обстоятельствами, смягчающими наказание. В связи с отсутствием специфических признаков, позволяющих отграничить проектируемое обстоятельство от обстоятельств, уже предусмотренных Кодексом, предлагаемое законопроектом изменение является избыточным", - считают правительственные эксперты. Также они обращают внимание, что формулировки "семейно-бытового насилия", "угрозы причинения физического и (или) психического страдания" являются неопределенными, что может привести к неоднозначному толкованию и произволу.