За пять лет число российских производителей косметики выросло на треть

Российский парфюмерно-косметический рынок значительно изменился за последние два года. Растет как число производителей косметики и парфюмерии, так и количество потребителей, которые выбирают отечественные бренды, отметили участники конференции "Косметика в России" в рамках 31-й Международной выставки парфюмерно-косметической отрасли InterCHARM.
iStock

По оценкам председателя правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяны Пучковой, в сентябре 2024 года в России было почти 2000 действующих производителей косметики и парфюмерии, что на 30% больше, чем 5 лет назад. Большинство производств расположены в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Новосибирске. При этом 97% производителей - это малый и средний бизнес.

Количество потребителей парфюмерно-косметической продукции также увеличилось, в том числе за счет расширения возрастной аудитории. По словам менеджера по работе с клиентами Ромир Екатерины Тимошевской, за последние 5 лет значительно снизился возраст, в котором россияне начинают интересоваться косметическими средствами. В 2019 году этот показатель равнялся 17 лет, а в 2024 году - 14 лет. Кроме того, мужчины-зумеры (те, кому сейчас около 25 лет) активно интересуются средствами по уходу за кожей лица и волосами, утверждает директор по работе с клиентами Ipsos, направление Observer Ирина Васенкова. Как резюмировал директор по работе ВЦИОМ с органами государственной власти Кирилл Родин, всего 36% россиян регулярно или время от времени интересуются темой красоты и косметологии.

Увеличение количества потенциальных потребителей парфюмерно-косметических средств - не единственный стимул развития индустрии. По мнению управляющего директора "ЭкспоВижнРус" Анны Дычевой-Смирновой, основными драйверами для отрасли может послужить тренд на сближение красоты и долголетия, применение искусственного интеллекта в производстве, перегруз потребителя разнообразием и большим количеством косметических товаров, а еще - борьба с лишним весом и гиперусталость и тревожность в обществе. Производители косметических средств ориентируются на заботу о потребителе и стремятся к тому, чтобы он был удовлетворен использованием каждого продукта, поясняет эксперт. Это особенно важно для отрасли, потому что 85% россиян считают, что использование косметики приносит положительные эмоции.

Несмотря на большое количество стимулов для развития, отечественные производители парфюмерно-косметических товаров сталкиваются с некоторыми трудностями. Среди них Татьяна Пучкова выделяет дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях, нехватку доступных и прозрачных источников финансирования и недостаточный уровень средств и компетенций для продвижения собственных брендов косметики. Кроме того, производителям тяжело найти качественное сырье, которое соответствует техническим требованиям отрасли.

Международная выставка парфюмерно-косметической отрасли продлится до 12 октября и объединит более 1400 участников из 20 стран мира и 70000 специалистов парфюмерно-косметической отрасли со всей России и зарубежных стран.