Это наиболее низкие темпы увеличения выпуска промышленности за 18 периодов. В последний раз такая ситуация фиксировалась в начале прошлого года и соответствовала периоду адаптации индустриальной составляющей экономики Приволжья к резкому ужесточению односторонних дискриминационных ограничений со стороны недружественных государств.
Причины замедления в отдельных отраслях различны. В энергетике производство в последнем летнем месяце упало на 3,6 процента. Это может быть вызвано погодными факторами. Сохраняющийся четырехпроцентный спад в добывающих отраслях отражает мировую конъюнктуру сырьевых рынков.
Наибольшие опасения вызывает торможение роста в обрабатывающей промышленности. Там по отношению к прошлому году сохраняется положительная динамика в 4,8 процента. Однако, риск существует.
- Если в начале года мы говорили о том, что финансовые механизмы перераспределения реальных ресурсов только начинают работать, то сейчас, спустя полгода, эти тренды заметны не только в цифрах, но и "вживую". За счет запретительной кредитной ставки преимущество получили предприятия, имеющие иные источники финансирования, - констатирует бизнес-консультант Алексей Вологдин.
Это утверждение подтверждает вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты Леонид Перминов, который по роду деятельности непосредственно взаимодействует с десятками машиностроительных предприятий региона.
- Оборонная промышленность действительно растет, иногда творит чудеса и с точки зрения объемов производства, и с точки зрения модернизации производственных процессов. Этот результат обеспечивают и стремление выполнить жестко поставленную задачу, и выделенные под ее реализацию финансовые ресурсы. Но ставки кредитов не позволяют развиваться гражданским секторам экономики. Нет таких промышленных отраслей, которые могли бы плюсом к базовой рентабельности отработать и 25 процентов годовых за кредит, - разъясняет текущую конъюнктуру представитель делового союза из Кировской области.
Леонид Перминов подтверждает, что конкуренция промышленников за рабочую силу, опосредованная доступом к финансовым ресурсам, из теоретической плоскости перешла в сферу объективной реальности. Небольшие промышленные предприятия в сложившихся условиях не могут конкурировать с крупными оборонными заводами по уровню зарплат. Это вызывает переток кадров на те производства, которые могут получить для себя внешнее финансирование на приемлемых условиях.
На фоне противоречивых трендов происходит постепенный межрегиональный переток промышленного производства между регионами России и внутри ПФО. Например, в конце лета Кировская область стала одним из двух регионов Приволжья, где сохранились двузначные темпы роста выпуска промышленной продукции. Они составили 13,3 процента. Еще более высокий прирост индекса промышленности наблюдался в Ульяновской области. Этот регион не просто адаптировался к экономическим потрясениям последних лет, но в конце текущего лета показал наибольший прирост в промышленном секторе ПФО и прибавил 23,7 процента.
В то же время результаты работы промышленности крупнейших экономик Приволжья в лучшем случае находятся в границах общероссийского тренда, прибавив, по данным за август, гораздо ниже - в среднем 2-3 процента к уровню прошлого года. При этом выпуск продукции в Самарской области даже сократился на 1,6 процента.
Текущие показатели отражают интересную долгосрочную тенденцию. Вятские и ульяновские промышленники наряду с коллегами из Чувашии, Мордовии и Пензенской области стали лидерами по росту объемов производства на пятилетнем отрезке. По сравнению с августом 2019 года эти средние по размерам экономики регионы нарастили выпуск от 40 (Мордовия) до 62 (Кировская область) процентов. Тогда как в среднем по ПФО за пятилетний период промышленный рост ограничился показателем в 16,4 процента. .