С жалобой на пункты 27 и 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ и иных силовых структур в высшую юридическую инстанцию страны обратился Игорь Простатин из Забайкальского края. В 2013 году он был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, поскольку вместе с женой и двумя детьми проживал в квартире площадью менее 60 квадратных метров. По этому критерию семья подходила под условия получения выплаты - ниже уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в 15 квадратных метров на каждого. В марте 2019 года Простатин сменил место службы, но право на выплату за ним сохранилось. Однако в декабре того же года сыну Простатиных исполнилось 23 года - и семью сняли с учета. Жилищная комиссия посчитала, что юноша достиг предельного возраста - как правило, все льготы и выплаты полагаются до 23 лет, если ребенок получает высшее образование - и больше не может учитываться в качестве члена семьи заявителя. А в этом случае обеспеченность семьи жильем уже не позволяет им претендовать на субсидию - и эту позицию подтвердили суды.
- Мы проживаем в тех же условиях, что и до достижения сыном 23 лет, - указал Игорь Простатин в жалобе, поданной в КС РФ. - Мой сын не превратился в невидимку, не исчез, не утратил право быть членом семьи.
По мнению заявителя, в его случае нарушены не только конституционный принцип равенства перед законом и судом, но и право его сына на жилище. Судьи КС РФ, изучив материалы дела, посчитали, что в данном случае проблема заключается не в дефектах самой нормы, а в ее правоприменении. Само по себе проживание сотрудников органов внутренних дел РФ и прочих лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с детьми, достигшими установленного законом возраста (18 лет или - при обучении в образовательных организациях по очной форме обучения - 23 лет), не может служить основанием для снятия таких лиц с учета в отсутствие каких-либо изменений в уровне их реальной обеспеченности жильем.
При этом КС РФ напомнил целый ряд своих решений, в которых указывалось, что профессиональные обязанности сотрудников органов внутренних дел включают в себя защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охрану общественного порядка и безопасности, собственности, а также противодействие преступности. И выполнение таких конституционно значимых функций влечет за собой особое содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. А подход, примененный в деле Игоря Простатина, "умаляет значимость его особой и длительной профессиональной деятельности, подрывает авторитет государственной власти, ставит под сомнение наличие приобретенных социальных прав, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства", указал КС РФ.
Дело забайкальского полицейского подлежит пересмотру.