Как отмечают в Государственной инспекции труда в Курганской области, на сокращение производственного травматизма, безусловно, повлияли профилактика и рискориентированный подход к охране труда. Если раньше инспекция проводила в год по 600 проверок, то теперь визиты по большей части профилактические, а частота надзорных мероприятий напрямую связана с классом опасности, который присвоен работодателю: чем он выше, тем больше шансов встретиться с контролерами. Скажем, промышленные производства с тяжелыми и опасными условиями труда проверяют чаще, чем парикмахерские или магазины.
Профилактические визиты бывают двух видов: обязательные - в те компании, где высокий риск получить травму, и по заявлению работодателей. То есть если раньше бизнес боялся проверок как огня и всячески стремился их избежать, то теперь предприниматели сами зовут сотрудников трудинспекции: на сегодня в ней уже около 50 таких "приглашений". Инспектор выезжает по заявлению и вместе с представителями компании разбирает, где могут быть риски и как их избежать. Бизнес заинтересован в том, чтобы не допустить происшествий: стремится уйти от ручного труда, переходит на новые технологии.
ЧП в основном происходят на предприятиях, где не соблюдают технологический процесс, распорядок и дисциплину труда, где в целом неудовлетворительная организация производства. По отраслям по-прежнему лидирует переработка - в этой сфере зарегистрировано семь несчастных случаев. Из самых распространенных - рука попала под пресс на сборочной линии или ее закрутило вместе с деталью под станок.
Хуже всего, когда увечья получают несовершеннолетние работники. Предприниматели нередко на время каникул нанимают подростков, но порой "забывают" провести с ними инструктаж об охране труда и оформить договор, а то и рассчитаться за работу. Дикий случай произошел прошлым летом в одном из фермерских хозяйств. 15-летний подросток решил подзаработать у фермера на уборке урожая, собирал мотокосой пшеницу и повредил палец, часть которого пришлось ампутировать. Поскольку договор с КФХ не был заключен и фермер рассчитывался наличными, то доказать, что парнишка поранился именно при работе в хозяйстве, оказалось непросто. Тем более поначалу мать сообщила, что сын получил травму дома, лишь потом пришла в трудовую инспекцию и написала заявление. Специалисты провели расследование, семье помогли оформить исковое заявление в суд. В результате факты трудовых отношений и получения производственной травмы были установлены, с нанимателя взыскана компенсация морального вреда. Фермер, правда, с этим не согласился и обжаловал вердикт. На днях апелляционная инстанция рассмотрела его жалобу и оставила решение районного суда в силе.
- К счастью, случаи травматизма несовершеннолетних у нас крайне редки - за последние пять лет, пожалуй, единственный, - говорит руководитель государственной инспекции труда в Курганской области Оксана Малахевич. - Накануне каникул мы всегда даем разъяснения по трудоустройству подростков и рассматриваем все важные нюансы заключения с ними трудового договора. А вот пара-тройка случаев несвоевременного расчета с подростками бывает практически каждый год - один такой сейчас рассматриваем.
Эта история получила огласку после того, как о ней рассказали в СМИ жители села Глядянского. По их словам, летом старшеклассники работали во время ремонта школы. Подрядчик обещал заплатить им по две тысячи рублей за каждый рабочий день плюс премию, если уложатся в срок. Но после завершения контракта работодатель исчез, не заплатив ребятам ни копейки. В этом деле разбиралась прокуратура, а сейчас материалы переданы в инспекцию труда. Подрядчик, о котором идет речь, зарегистрирован в Челябинской области. Он признал, что нанимал подростков на работу, но никаких договоров с ними не заключал. Здесь речь идет о нарушении трудового законодательства, а именно уклонении работодателя от оформления трудового договора (часть 4 статьи 5.27 КоАП РФ). Если вина будет доказана, то недобросовестного подрядчика накажут.