Эта авиакатастрофа остается крупнейшей по числу жертв на территории России.
Как все произошло, очень образно и понятно описал в своей нашумевшей книге "Раздумья ездового пса" пилот гражданской авиации Василий Ершов: "Так однажды ночью заходил на посадку в Омске Ту-154, в очень сложных условиях: низкая облачность, моросящий дождь со снегом, ограниченная видимость. Ко времени посадки полоса покрылась недопустимо большим слоем слякоти, и РП дал команду на ее очистку. Несколько тепловых машин сушили полосу; оранжевых маячков и радиосвязи у них не было. Глухая ночь, единственный самолет висел на подходе, люди работали на полосе, а диспетчера старта одолевала дрема. Каким образом он упустил реальное положение вещей, неизвестно, но факт: диспетчер старта к моменту посадки самолета не знал, что на полосе работала техника.
Там было много чего не согласовано, и многие инструкции были нарушены. В результате получилось так, что когда экипаж, пробившись сквозь непогоду, запросил посадку, диспетчер старта бездумно, автоматически доложил: "Полоса свободна". И диспетчер посадки, ориентируясь на доклад разгильдяя, посадку разрешил. Капитан корабля увидел колонну машин прямо перед собой только на выравнивании, после установки малого газа. Он ничего не успел сделать. Самолет весом 80 тонн на скорости 260 километров в час приземлился на колонну автомобилей.
В этой катастрофе чудом уцелел экипаж. Оторвавшаяся кабина долго кувыркалась по бетону, а когда остановилась и лётчики, отстегнув ремни, смогли из нее выбраться, позади себя на полосе они увидели то, чего не дай Бог увидеть никому…".
…Через секунду после касания шасси взлетно-посадочной полосы экипаж самолета заметил впереди в свете фар автомашину и начал отворачивать вправо. Но было уже поздно. На двух снегоуборщиках были емкости с керосином по 7,5 тонны каждая. После столкновения они взорвались. Мощная сила развернула Ту-154 и разорвала его на две части. Нос с крыльями перевернулись и загорелись. То, что осталось от машины, остановилось на ВПП в 95 метрах от здания аэропорта Омск-Центральный.
Как установило следствие, катастрофа произошла по вине авиадиспетчера стартового диспетчерского пункта, работавшего без замены вторую смену подряд и заснувшего на рабочем месте. Разрешив выезд машин на полосу, он не включил световое табло "ВПП занята".
Кстати, ровно через год, день в день, под Кутаиси разбился Як-40. Все десять пассажиров, в том числе ребенок, и четыре члена экипажа погибли. Одна из главных причин: диспетчер, неправильно определив место самолета, изменил курс полета в сторону от установленного маршрута и дал указание продолжать полет на высоте, не предусмотренной планом полета. Проще говоря, вне трассы. В сплошной облачности Як-40 врезался в гору в 47 км от Кутаиси.