Георгий, ты давно ходишь в горы?
Георгий Архипов: Я только начал заниматься "большим" альпинизмом. Несколько раз посещал скалодром, но больше для развлечения. Были и выходы в горы, но это, скорее, турпоходы. А еще были всякие семейные мероприятия и поездки: полет на воздушном шаре, сплав на байдарках, автотуризм - все это учит справляться с непредвиденными ситуациями. Мне нравится ощущение преодоления, победы над самим собой, когда ты совершаешь то, что не мог раньше.
Что при восхождении было самым сложным?
Георгий Архипов: Самая большая сложность на высоте более 3000 м - нехватка кислорода, вызывающая "горную болезнь". Мне повезло, она не особенно на мне сказывалась, хотя, конечно, было тяжело. А морально самым сложным этапом была подготовка. Часто было просто неохота - потому что лень, устал или вообще "сегодня - воскресенье". Приходилось заставить себя настроиться, и сейчас я знаю, что сумеешь ли ты подняться, во многом решается задолго до этого.
Как пришла идея пойти на Эльбрус?
Георгий Архипов: Спонтанно: родственник сказал в начале лета, что с коллегами собирается в горы, и полушутя предложил мне присоединяться. Я ответил "Подумаю" и пошел спать, а наутро проснулся и пошел на пробежку. И мысль попробовать меня захватила. Случайно в группе оказалось свободное место, и меня взяли, хотя я оказался единственным несовершеннолетним.
А в горах не было ли мыслей бросить все к чертовой матери?
Георгий Архипов: У нас был опытный гид, грамотный план, хорошая команда. В гида я поверил сразу: он сказал, что "в горах будет всем тяжело, и это - нормально". А план восхождения, включая акклиматизацию, ледовые тренировки и прочее, мы обсуждали с отцом - он поднимался на Эльбрус в 2006 году, и знает, что это такое. Также я перед поездкой взял флаг нашего лицея, чтобы сфотографироваться с ним наверху, - как тут бросить.
Как ты готовился?
Георгий Архипов: Подготовка началась за 2,5 месяца, это и режим сна, и пробежки, и длительная ходьба по лестнице вверх и вниз. Ближе к поездке я мог без остановки с достаточно спокойным дыханием медленно пройти 40 этажей. Причем здесь важна именно выносливость и способность долго и монотонно идти или бежать. В горах важна не столько скорость подъема, сколько способность организма противостоять усталости. А это зависит от "дыхалки". В питании ничего особо не менял, т. к. давно следую девизу деда, испытателя самолетов - "Питание - основа летания".
Еще пришлось подумать про экипировку. Что-то можно взять в аренду на месте - ледоруб, специальные ботинки, кошки, особо теплый пуховик. Но другие нюансы надо было решить еще дома.
Перед восхождением в Приэльбрусье мы поднимались на г. Чегет, ее высота - 3100. Уже на самом Эльбрусе для акклиматизации дважды делали выходы из базового лагеря, который был недалеко от станции "Гарабаши" (3847 м), чтобы постепенно привыкать к нехватке кислорода. Там же были занятия по ледовой подготовке - я учился "зарубаться" в снег и лед, что надо уметь на случай падения со склона.
Как проходил сам подъем?
Георгий Архипов: Мы ехали вверх один час на ратраке, потом пять часов поднимались пешком, 30 минут на вершине, а потом еще три часа спуск. После чего добрались на канатной дороге до нормальной высоты. Там - легкий перекус, и обратно в Терскол, где состоялся банкет, на котором всех участников экспедиции наградили памятными медалями, сертификатами и другими полезными вещами. И - вылет домой.
В самом начале я пытался не отставать от группы, но они почти все спортсмены-триатлонисты, очень выносливые, из-за чего чуть не сбил ритм дыхания. Однако когда, поотстав, пошел в "своем" ритме, не только догнал группу, но и даже на вершину взошел сразу после инструктора. Будто второе дыхание открылось, когда увидел, что до вершины осталось совсем чуть-чуть. Там месяц назад установили счетчик, я стал 470-м за август. На обратной дороге меня-таки накрыла "горняшка": тошнота и головная боль. Это тоже стало уроком - надо рассчитывать силы не только для подъема, но и для спуска.
А вообще для себя я понял, что границы возможного - только в голове, их можно двигать. Попробую это использовать и в других сферах, в т. ч. в учебе, постановке целей на будущее. Я набрался впечатлений, эмоций, такие экспедиции очень заряжают.
Был ли Эльбрус конечной целью, или это только начало?
Георгий Архипов: Точно не конечная цель. Но в следующем году для меня главное - поступление в вуз. Потому в альпинизме придется взять паузу. Но если все пойдет по плану, то теперь хотелось бы подняться на Килиманджаро (она находится в Танзании). А в принципе в мире семь континентов, и на каждом есть своя самая высокая точка.