60 лет назад в космос впервые в мире полетели сразу трое. И без скафандров

Члены экипажа корабля "Восход-1" Борис Егоров, Константин Феоктистов и Владимир Комаров (слева направо) во время церемонии встречи космонавтов после успешного завершения их космической миссии.
Члены экипажа корабля "Восход-1" Борис Егоров, Константин Феоктистов и Владимир Комаров (слева направо) во время церемонии встречи космонавтов после успешного завершения их космической миссии. / Владимир Давыдов/ТАСС
12 октября 1964 года впервые в мире на орбиту отправился многоместный космический корабль: На борту "Восхода-1" находился экипаж сразу из трех человек: Владимир Комаров - командир корабля, Константин Феоктистов - научный сотрудник и Борис Егоров - врач. Причем люди впервые отправились в космос без скафандров.

Несколько лет назад "Роскосмос" опубликовал исторические документы, которые рассказывают о подробностях разработки и полета первого в мире многоместного корабля. Это фотографии, альбом чертежей, письма конструктора Сергея Королева руководителям предприятий, приказы, протоколы, аудиозаписи и т.д.

Эскизный проект корабля был утвержден 12 февраля 1964 года. А уже 12 октября того же года "Восход-1" был запущен с космодрома Байконур. Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров пробыли в космосе сутки и облетели Землю 16 раз.

Надо сказать, что в истории "Восхода" многое было впервые. Так, космонавты не только впервые полетели на орбиту без скафандров, но и впервые вернулись в спускаемом аппарате. До этого приземление происходило через катапультирование кресла из корабля и выбрасывание парашюта.

Кстати, почему без скафандров? Как вспоминал академик Василий Мишин, Никита Хрущев потребовал от Главного конструктора Сергея Королева запустить трех космонавтов сразу. Но кабина "Восхода" была рассчитана на двух человек в скафандрах. Поэтому пришлось отправлять космонавтов без них - в легких тренировочных костюмах. Также негде было разместить три катапульты, потому летели без возможности аварийного спасения "в случае чего" на старте.

В полете испытывался космический корабль, исследовались работоспособность и взаимодействие космонавтов, изучалось влияние факторов полета на организм человека. Безусловно, огромный интерес представляет бортовой журнал, который вел командир. Надо сказать, что Владимир Комаров выделялся среди коллег. Когда многие из космонавтов только пошли учиться в академию имени Жуковского, он уже имел высшее инженерное образование, готовился защищать диссертацию.

Комаров управлял кораблем, проводил сеансы радиосвязи с Землей, контролировал этапы полета и работу бортовых систем, руководил действиями членов экипажа. По изменению почерка в бортжурнале четко видно, какие записи сделаны до, а какие - во время полета. Для разработчиков особенно ценными были его замечания по удобству пользования кабинными системами.

А вот Константин Феоктистов стал первым советским гражданским и беспартийным космонавтом. Первым, кто сначала конструировал космические корабли, а потом на них летал. В интервью корреспонденту "РГ" Константин Петрович рассказывал : "Если бы не поддержка Королева, мне едва ли удалось бы полететь. Слишком много было противников. В то время ВВС в лице Каманина всерьез пытались уверить всех, что космонавтов надо готовить только из военных летчиков. И, естественно, старались не допустить к полету гражданского космонавта".

В экипаж, опять-таки впервые, был включен врач-исследователь. Им стал Борис Егоров. Он говорил: "Увеличение экипажа до трех человек и введение в его состав врача-исследователя открыли принципиально новые возможности для изучения ряда проблем космической биологии и медицины".

Врач Егоров в полете брал пробы крови у экипажа, измерял кровяное давление, проводил медицинский самоконтроль, биологические эксперименты и тесты. В своем журнале он написал: "10:45... У всех легкий гипергидроз. Включили осушитель. После первых минут акклиматизации рьяно приступили к работе. Все стараемся двигаться как можно более плавно...".

К утру 13 октября экипаж полностью выполнил программу. В 10 часов 47 минут 04 секунды корабль "Восход" произвел мягкую посадку в 312 километрах северо-восточнее Кустаная. Общая продолжительность полета составила 24 часа 17 минут 03 секунды.

Тем полетом Советский Союз еще раз закрепил свой приоритет в космосе. Пилотируемый полет американского двухместного Gemini состоялся лишь через шесть месяцев - 23 марта 1965 года.

Поделиться