При этом если потом товар не подойдет или не понравится, не всегда так просто вернуть назад деньги. Нужно ли законодательно запретить маркетплейсам брать предоплату, оценили эксперты.
"Запретительные меры точно не будут способствовать хорошим продажам маркетплейсов. Подобные запреты могут привести к сокращению ассортимента продавцов маркетплейсов, особенно дорогостоящих товаров. Что точно не будет полезно для покупателей, которым широкий ассортимент необходим для расширенного выбора брендов", - считает доцент кафедры логистики Финансового университета при Правительстве РФ Денис Жильцов.
И в тоже время, отмечает он, это не очень хорошая ситуация для самих потребителей, которые, например, сделав предоплату товара, чувствуют уверенность в том, что покупка ими "без пяти минут" совершена и данный товар гарантировано будет в итоге доставлен ему. Но бывают и срывы поставок, и попытки продать товар ненадлежащего качества.
"Наличие или отсутствие предоплаты не является серьезным конкурентным преимуществом, клиенты ориентируются в первую очередь на качество работы и репутацию маркетплеса", - добавляет генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых.
Член Центрального совета независимого профсоюза "Новый Труд", руководитель орготдела Денис Зоммер напоминает, что крупнейшие российские маркетплейсы взимают предоплату за покупки. "Связано это и с тем, что посредством платформы, агрегатора осуществляют продажу и более мелкие продавцы-селлеры. Для них, безусловно, выгодно получать средства сразу на свой счет и впоследствии уже не нести ответственность, издержки за передвижение от склада до пункта выдачи. Однако проблема, связанная с предоплатой за покупку, не является основной. Большая часть потребителей, пользующихся услугами того или иного электронного ритейлера, готовы вносить предоплату за покупку. Но им нужна уверенность, что придет качественный товар", - говорит эксперт.
В свое время, когда появлялись новые маркетплейсы и между ними была большая конкуренция, практически каждый предлагал возможность заказать у селлера сразу нескольких пар обуви. При этом люди могли оставить только одну из них или вернуть все, если не подошли. И издержки ложились именно на продавца, а не на покупателя. "Но потом появился формат платного отказа от товара, что во многом несправедливо к потребителю. Ведь, внося деньги за покупку, он рассчитывает получить именно то, что ему нужно. И если товар чем-то не подходит, по логике законодательства, он вправе отказаться и вернуть деньги. Однако сейчас это не всегда так. Есть позиции на определенных площадках с бесплатным отказом, а есть - с платным", - поясняет эксперт.
Вторая проблема - продажи технически сложной продукции. К ним относятся всевозможные карты памяти, жесткие диски и иная техника. "Как мы знаем, к сожалению,
не всегда платформа отслеживает, насколько товар селлеров оригинальный, и, уж тем более, не отвечает целиком за качество. Допустим, в определенном маркетплейсе если потребитель находит несоответствие, связанное с оригинальностью товара, он пишет заявление. Чаще всего, по статистике, платформа принимает решение в пользу потребителя. Для человека, который делает заказ, не столь важно, когда вносить деньги - имеет значение конечный результат. Плохо, если средства в итоге он не дополучит из-за платного отказа. При этом возникают длительные споры и ожидания, которые не позволяют вернуть продукцию продавцу. А платформа выступает исключительно в качестве арбитра, а не гаранта", - добавляет председатель профсоюза.