Такая оценка проводится в России ежегодно с 2019 года. В этом году результаты основаны на анкетировании 61 с половиной тысяч школьников, сотен администраций образовательных организаций, а также родителей и педагогов. 73 процента детей, участвующих в общероссийском исследовании, учатся в 9-м классе, им 15-16 лет.
Согласно результатам исследования, читательская грамотность в среднем более развита, чем другие виды функциональной грамотности (математическая и естественно-научная), но вместе с тем участники демонстрируют наименьшее количество высоких результатов.
По оценке руководителя портала "Грамота.ру" Константина Деревянко, опубликованные результаты говорят о снижении потенциала профессиональной самореализации детей и снижении в будущем кадрового потенциала для экономики страны.
"Несмотря на то, что в целом функциональная грамотность, и читательская в частности, растет, детей с высокими результатами при этом мало, а это значит, они не могут в полной мере усваивать и использовать все богатство имеющейся информации", - заявил эксперт.
По мнению экспертов, на уроках биологии, физики, информатики именно недостаточный уровень читательской грамотности не позволяет школьникам развиваться в этих предметах и в дальнейшем ограничивает возможность рассматривать для себя профессиональный выбор, связанный с этими предметами. "Следует активнее внедрять задания, предполагающие работу с текстами разных жанров и форматов, с явно и неявно заданной информацией, активнее распространять в педагогической среде удачные учительские практики, связанные с развитием навыков чтения", - считает Деревянко.