Валентина Матвиенко посетила русскоязычную школу в Таджикистане

Каждый из российских педагогов за рубежом выполняет не только свою работу, но и важную миссию по укреплению дружбы между странами, считает Валентина Матвиенко. В минувшую пятницу председатель Совета Федерации побывала в гостях в школе имени Юрия Гагарина в Душанбе. Это одна из пяти школ с обучением на русском языке, которые построены Россией в Таджикистане по инициативе президентов Владимира Путина и Эмомали Рахмона.

"Гагаринская" школа открылась на северо-западной окраине столицы Таджикистана всего пару лет назад. В этом учебном году здесь числится 1152 ученика с первого по 10-й класс (выпускного 11-го еще нет). Из 63 педагогических работников 25 - россияне.

Конкурс на поступление почти как в космонавты - 37 человек на место! Чтобы попасть в школу, надо очень хорошо знать русский язык, все поступающие проходят соответствующий тест, рассказала "Российской газете" Ирина Лазаренко, ректор Алтайского государственного педагогического университета . Это вуз-наставник школы с российской стороны.

"Мы проанализировали всю систему образования республики, от организации инфраструктуры дошкольного, школьного, среднего профессионального, высшего образования до подготовки педагогических кадров", - пояснила Лазаренко.

Поскольку обучение идет по российским стандартам, ребята получат больше возможностей для поступления в лучшие вузы нашей страны как в рамках квоты, так и на коммерческой основе, сообщила корреспонденту "РГ" председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

Конечно же, название школы обязывает: здесь углубленно изучают естественнонаучные предметы, чему помогает планетарий с шестиметровым куполом-экраном. А в технопарке "Кванториум" для ребят организуют различные курсы дополнительного образования, например, по робототехнике и управлению беспилотниками. Для него Матвиенко передала в подарок планшеты и шлемы виртуальной реальности.

Актовый зал по совместительству еще и кинотеатр. Когда в него заглянула Валентина Матвиенко, здесь тоже проходил урок. "Будет хорошее образование - будут хорошая профессия, любимое дело и успех в жизни. Поэтому старайтесь, учитесь!" - напутствовала она ребят.

Даже стены широких коридоров работают на пользу дела - прямо на поверхность нанесли полезную информацию: хронологию эволюции человека, схему Солнечной системы и так далее. Глава верхней палаты российского парламента остановилась возле юнармейца, вытянувшегося по струнке возле портрета Льва Выготского. "Знаешь, что это был за ученый? Великий психолог! Обязательно прочитай его книгу "Мышление и речь", - посоветовала она подростку.

Пройдя по двум этажам, спикер Совфеда вручила в фойе наградные знаки "Почетный работник сферы образования РФ" и "Почетный наставник" 10 педагогам русскоязычных школ республики. Среди них и директор школы имени Гагарина Владимир Гудков.

"Вы не только выполняете свою профессиональную работу, но я бы сказала, международную миссию укрепления дружбы между нашими странами, - обратилась к ним Матвиенко. - И это народная дипломатия и дополнительная для вас нагрузка, которую вы с удовольствием делаете". Сейчас по программе "Российский учитель за рубежом" в Таджикистане работают 112 наших педагогов.

Политик напомнила, что в первой гимназии Худжанда в 2010 году открыли памятник 12 педагогам, приехавшим в 1922 году из России бороться с безграмотностью. По ее мнению, нынешние учителя - продолжатели важной миссии по укреплению связей. Речь Валентины Матвиенко неожиданно прервал хит группы "Земляне" "Трава у дома". Оказалось, что это вовсе не техническая накладка - своим чередом прозвучал звонок на перемену.

На пяти школах сотрудничество ради общего будущего не останавливается. В следующем году в Душанбе начнут строить Международный центр для одаренных детей, рассчитанный на 500 обучающихся. Планируется, что его откроют в 2027-м. Межправительственное соглашение о создании центра сенаторы одобрили буквально накануне начала визита Матвиенко в Душанбе, на пленарке 9 октября.

По словам Лилии Гумеровой, парламентарии уже прорабатывают вопрос о том, чтобы распространить совместную программу на среднее профессиональное образование. "А ведь это совершенно иное качество подготовки, к нам приедут выпускники колледжей со знанием языка, с конкретными компетенциями. Это, согласитесь, снимает очень много вопросов, в том числе по социализации", - резюмировала сенатор.