Движение сапов предлагают отрегулировать

Количество сапов (надувных досок с веслом) на водоемах страны уже можно сравнить с числом электросамокатов на дорогах. Проблем от них не меньше: сапбордисты не только наезжают на головы купающихся, но и становятся проблемой для служб спасения, пассажирских и грузовых судов.
Сапсерферы любят выйти на судовой ход, не понимая, что рискуют попасть под теплоход или баржу.
Сапсерферы любят выйти на судовой ход, не понимая, что рискуют попасть под теплоход или баржу. / Сергей Михеев / РГ

Специалисты уверены, что пришла пора регулировать эту сферу законодательно. Правда, пока нет единого мнения, к какой категории следует относить сапы: к весельным лодкам, спортивному инвентарю, средствам индивидуальной мобильности или плотам.

По мнению зампреда Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэля Марданшина, для начала нужно дать определение сапам, четко прописать порядок их применения и требования по эксплуатации. "Грубо говоря, определить, куда нельзя заплывать, ввести обязанность надевать спасательный жилет. Следующим шагом следует предусмотреть ответственность за нарушение этих правил", - отметил депутат.

Требования нужно определить и для тех, кто оказывает услуги по предоставлению сапов в аренду, чтобы они проводили инструктаж, выдавали спасательные жилеты и следили за участниками заплывов.

Юрист по делам об административных правонарушениях, автоэксперт "Народного фронта. Аналитика" Екатерина Соловьева считает, что пользование сапами необходимо урегулировать как минимум в рамках правил пользования пляжами.

"В целом грамотный курс на регулирование выглядит так: конкретизировать определение в Кодексе внутреннего водного транспорта, затем - классификацию подзаконными актами, а после - ввести правила пользования. Это могут быть как отдельные правила, так и изменения в имеющуюся нормативную базу. После чего можно вносить санкцию в КоАП РФ", - подчеркнула юрист.

В водном законодательстве содержится большое количество правовых пробелов и даже неразберихи в отдельных нормах, добавляет Соловьева. Юрист привела в пример случай из своей практики, когда удалось отменить штраф, выписанный инспектором ГИМС. Человек плыл по реке с веслом на надувной лодке без мотора, но инспектор счел это судном, которое должно было следовать определенным фарватером и быть зарегистрированным.

Сапы, по ее мнению, было бы правильнее отнести к "дополнительному виду плавучих объектов".

"В ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ есть понятие плавучий объект - так называется несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе плот, которым, по сути, и является сап. Плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на основании ст. 35 того же Кодекса, но в подзаконных актах, например в приказе Министерства транспорта РФ от 14 апреля 2016 года №102 "Об утверждении Положения о классификации и об освидетельствовании судов", нет ничего о плавучих объектах вида "плот", в нем вообще очень избирательно отражены объекты этой категории", - указала Соловьева.

Депутат Марданшин больше склоняется к определениям "весельные лодки без двигателей" или "средства индивидуальной мобильности без двигателей". А в пресс-службе МЧС России ответили, что сапборды "относятся к водному инвентарю, они подходят для занятий спортом и отдыха на воде" и надзор за ними не входит в компетенцию ГИМС.

Нужно дать определение сапам и прописать порядок их применения

Четкое название плавательного средства позволит определить и ответственное за эту сферу ведомство: МЧС, МВД, минтранс, минспорт или даже Ростуризм.

"Выступить с законодательной инициативой по сапам могло бы министерство транспорта или МЧС. В Госдуме такие инициативы пока не планируются, конкретных предложений нет", - сообщил Рафаэль Марданшин.

При этом он отметил, что депутаты готовы подключиться к рассмотрению этого вопроса, если какое-либо ведомство подготовит статистику правонарушений с участием сапов, покажет, какую угрозу они представляют, и докажет, что сфера нуждается в регулировании. Этот вопрос можно было бы вынести на заседание транспортного комитета Госдумы, "рассмотреть, обсудить и дальше уже принимать решение".

Этим летом происшествия с сапбордистами регистрировались как на море, так и на реках и каналах. Старший госинспектор по маломерным судам Москвы Александр Кажуров рассказывал, что на канале у Северного речного вокзала сапбордисты любят вечером выйти на судовой ход, чтобы пофотографироваться. При этом они не задумываются, что их могут просто не заметить с теплоходов и барж. Специалист подчеркнул, что люди опрометчиво считают воду безопаснее асфальта, и то, что с одним веслом невозможно резко затормозить или повернуть в сторону, они в расчет не берут.

Все опрошенные эксперты уверены, что настала пора задуматься о наведении порядка в этой хаотично развивающейся сфере. На многочисленные электросамокаты тоже поначалу все только ругались, но, когда ими начали пользоваться все от мала до велика, а количество ДТП увеличилось в разы, были внесены поправки в ПДД, а в этом году Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект о штрафах для нарушителей.

"Важно не рубить сгоряча, а проработать каждую деталь закона, чтобы сапбордисты могли отдыхать безопасно для самих себя и окружающих, и чтобы они понимали, что за определенные нарушения будут привлечены к ответственности", - считает руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Александр Субочев.